?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Города, в которые возвращаешься (Пиза, галерея Академии и сады Боболи)
feuf

Пиза

С Пизы двадцать лет назад для меня началось знакомство с Италией. Это если не считать трех часов ожидания поезда на вокзале в загадочном городе Фиренце, о чем я уже упоминал. Впрочем, кто про него слышал в 90-х?! А про Пизу, точнее про ее Башню знали все. Естественно, к заезду я подготовился - определил по карте, где и что находится, как дойти и как вернуться обратно. Нужно было уложиться в три часа до очередной пересадки. И, как ни странно, это удалось. Все-таки Пиза - это по сути город одной достопримечательности. Приехал, посмотрел и галопом дальше, почти: Veni, vidi, vici! Опять же, тогда это был далеко не первый опыт самостоятельного заезда.

В этот раз в Пизу я поехал из ностальгических соображений в память о той первой поездке. В Милане из тех же соображений в этот заезд я разыскал вокзал Гарибальди - место безумной пересадки по возвращении с конференции. Собственно безумной была не столько пересадка сколько маршрут, который подобрали швейцарцы (в Италию я отправился из Женевы, где был в командировке). Те стыковали рейсы, как они привыкли - с зазорами в 10-15 минут, итальянцы же осуществляли движение как привыкли они - с опозданиями на 15-20 минут (могли устроить и большие задержки, но тогда повезло). В общем, на вокзале Гарибальди пришлось показывать чудеса скоростного ориентирования и спринта по лестницам. Сейчас в режиме неспешной прогулки это уже выглядит как забавное приключение. Опять же обратный путь из Пизы тогда шел через красивейшие места на побережье: Пять земель и Лигурию, а потом после Милана по побережью озера Маджоре мимо Баромеевых островов. Сейчас это потускнело на фоне Амальфи и окрестностей, где мы несколько раз отдыхали летом, а тогда очень даже впечатляло.

С тех пор много воды утекло. Пизанскую башню закончили укреплять и с нее сняли леса, правда, тут же облепили ими собор, который я в этот раз хотел посетить (в первый раз на это не было времени). У людей появились новые развлечения - делать селфи на фоне всего и поддерживать башню. Подсматривать за ними было не менее интересно.


Поскольку башня - фактически единственная достопримечательность Пизы, она тут везде. Вот, например, городской WiFi


Или, как там написано, WiPi (звучит как випи). Вообще это несколько неоднозначное наименование, поскольку Pipi по-итальянски - это писать (а по-английски так и вовсе: пи). Очень уж созвучно получилось.

Оказалось, что, хотя вход в собор и бесплатный, но бесплатный он, если купить билет куда-нибудь еще. Иначе не пустят. Все в духе общеевропейских тенденций. Например, у французов еще со времен Наполеона хлеб и вода в ресторанах должны быть бесплатными. В реальности так происходит, только если что-то заказать (и дополнительно проговорить: Sarafe d'eau s'il vous plaît, иначе принесут Evian по цене Бордо). В качестве, достопримечательности по билету я выбрал Баптистерий. Башня и дороже, и после флорентийской колокольни Джото мои ноги отказывались участвовать в таких развлечениях. Да и снаружи она смотрится гораздо интереснее.


С Баптистерием подтвердилось старое правило: чем лучше церковь выглядит снаружи, тем строже и аскетичнее все внутри. Впрочем, в обратную сторону это тоже работает.


Пока бродил по галерее второго яруса, внизу внезапно с громким стуком захлопнули массивные бронзовые двери, в центр Баптистерия вышел дядечка и начал петь. Туристы мгновенно затихли, настолько это было неожиданно и здорово. Акустика в помещении великолепнейшая. Уж не знаю регулярно ли там такое устраивают, или мне просто повезло, но я был реально потрясен. Хотя бы ради одного этого стоило туда съездить.

Собор, как я уже написал, оказался тем местом, где в этот раз шел ремонт. По опыту наших многочисленных поездок мы уже привыкли, что в любом месте обязательно хоть что-то ремонтируется или закрыто из-за какого-нибудь мероприятия или праздника и т.п. Зато появляется повод еще раз туда вернуться. Тем не менее, внутрь собора заглянул, грустно посмотрел на леса внутри и двинулся обратно.


Кроме пизанской башни в городе есть еще одна небольшая достопримечательность. В прямом смысле небольшая. В Пизе, на набережной Арно находится самый маленький в мире готический храм - церковь Богоматери Шипа (Santa-Maria-della-Spina). Свое название церковь получила в честь привезенной в Пизу и хранившейся в ней реликвии - шипа из Тернового венца. Правда, сейчас шипа там нет.



Итальянская готика - это вообще вообще отдельное направление, мало похожее на то, что под этим словом понимается по ту сторону Альпийских хребтов. То есть, в Италии есть сооружения вполне привычного вида: например Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции или собор в Сиене, но при этом есть и Миланский собор, который шире, чем выше, есть плоский параллелепипед венецианского Дворца дожей. Или вот: готическая церквушка в Пизе.


Ностальгия удовлетворена, можно и обратно во Флоренцию.

Галерея Академии

Поскольку поездка в Пизу заняла только половину дня, то вторая была потрачена на Флоренцию. Из неохваченного у меня там оставалась галерея Академии и сады Боболи.

Академия изящных искусств во Флоренции (итал. Accademia di belle arti di Firenze) - первая академия живописи в Европе. Она была основана в 1561 г. при поддержке великого герцога Тосканы Козимо I тремя известными художниками-маньеристами: Джорджо Вазари, Аньоло Бронзино и Бартоломео Амманати. Первоначально Академия располагалась в церкви Сантиссима-Аннунциата.

Сейчас галерея Академии в значительной степени меркнет на фоне галереи Уффици, но все равно остается местом, которое нужно посетить при первой возможности. Из всемирно известных шедевров здесь находится Давид Микеланджело.


и "Похищение сабинянок" Джамболоньи.


По динамике очень напоминает работы Джованни Лоренцо Бернини, только тот их создавал почти на 50 лет позже.

А еще из интересного в галерее Академии находятся знаменитые "рабы" Микеланджело - незавершенные работы, предназначавшиеся для так и неосуществленного проекта гробницы Папы Юлия II. Впрочем, они, как раз, прекрасны в своей незавершенности.


Что-то подобное, только вполне сознательно, спустя века стал применять в своем творчестве Огюст Роден.

А гробница Папы Юлия II была сооружена Микеланджело в другом варианте. Сейчас ее можно увидеть в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи (святого Петра в веригах).


И еще одно напоминание, что галерея Акаденимии названа не просто так, можно обнаружить, если заглянуть в одну из дверей недалеко от статуи Давида. За ней находится склад с гипсовыми копиями, на которых тренируются студенты.


Сады Боболи

Сады Боболи находятся на склонах холма Боболи за палаццо Питти, главной резиденцией великих герцогов Тосканы Медичи и являются одним из самых известных произведений садово-паркового искусства XVI века. Во дворце Питти находятся музеи, которые было бы интересно посетить, но я туда пришел почти к самому закрытию, и из возможных альтернатив выбрал сады.

Итальянские палаццо отличаются от дворцов более северных стран крошечными окнами. Издержки географии ввиде жары и яростного солнца. Во дворце Питти арки окружающие окна создают иллюзию больших оконных проемов.


Сады Боболи были заложены по указанию Элеоноры Толедской, супруги великого герцога Козимо I. Обустройство парка было поручено Никколо Триболо, а после его смерти в 1550 г. его работу продолжил Бартоломео Амманати.


Сады начинаются с тыльной стороны дворца Питти и выстроены вокруг поднимающейся на вершину холма лестницы. Она тут является главной осью, вокруг которой выстроен весь ансамбль парка. Обелиск в центре площади около палаццо - это настоящий египетский обелиск из Луксора.


С вершины холма хороший открывается вид на окрестности.


На следующий день была запланирована поездка в Сиену.

Часть 1. Милан, Часть 2. Турин, Часть 3. Флоренция. Семь лет спустя, Часть 4. Про еду и не только, Часть 5. Флоренция. Дуомо, Часть 6. Флоренция. Галерея Уффици и Санта-Кроче, Часть 7. Флоренция. Уличные зарисовки, Часть 8. Пиза, Часть 9. Сиена, Часть 10. Болонья, Часть 11. Снова Милан. Возвращение.