?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Города, в которые возвращаешься (На пути к Фиренце)
feuf

Есть города, в которые нет возврата.
Солнце бьется в их окна, как в гладкие зеркала. То
есть, в них не проникнешь ни за какое злато.
Там всегда протекает река под шестью мостами.
Там есть места, где припадал устами
тоже к устам и пером к листам. И
там рябит от аркад, колоннад, от чугунных пугал;
там толпа говорит, осаждая трамвайный угол,
на языке человека, который убыл.
                      Флоренция, Иосиф Бродский

Впервые я оказался в Италии девятнадцать лет назад. Тогда это была поездка на конференцию на острове Эльба вблизи тосканского побережья. Участников ждали в Пизе, откуда всех уже организованно довозили до места на автобусах. Туда нужно было добираться самостоятельно и, в моем случае, добираться из Женевы, где я был в командировке. Легких путей я не искал и к месту встречи отправился на поезде. Поездка вышла запоминающейся. Посреди ночи я проснулся от чьего-то дыхания в лицо. Открыл глаза. Бр-р-р. Приснится же такое! Какие-то черти собачьи. Закрыл глаза. Снова открыл. Все те же песьи морды. Передо мной сидела овчарка и с любопытством меня обнюхивала. Рядом пограничница-итальянка о чем-то болтала с проводником. Наконец она заметила, что ее зверюшка проявляет излишнюю инициативу, взяла ее на короткий поводок, извинилась и, раз уж, все равно, меня разбудила, заодно и проверила документы. Такие вот самые первые впечатления от Италии.

А потом была пересадка в Фиренце, и три часа на вокзале в ожидании поезда на Пизу. Раннее утро, все закрыто, хочется спать, заняться нечем и, главное, не понятно, что это за Фиренце такая, и что в ней делать. Только спустя 8 лет внезапно выяснилось, что город Фиренце (Firenze) известен нам под гораздо более привычным именем - Флоренция. Вот ведь засада! Мог еще тогда успеть посмотреть на Санта-Мария-дель-Фьоре, Санта Кроче и мост Веккио. В Пизе трех часов до времени сбора мне вполне хватило, чтобы дойти до Башни. Правда, ни Пиза в частности, ни Италия в целом меня тогда почти не зацепили. Зато проняло спустя 4 года в поездке на другую конференцию, во Фраскати под Римом. Акведуки, уходящие в поля и теряющиеся вдали, стены римских домов, окрашенные охрой, частокол антенн на крышах и напоследок как контрольный выстрел - Баромеевы острова на озере Маджоре в обрамлении гор, поросших осенним лесом. Тут-то и появилось желание вернуться туда еще, чем мы регулярно и занимаемся до настоящего времени.

Во Флоренции мы уже были дважды, но это были довольно сумбурные забеги, причем в первый раз еще и с экскурсоводом. Хотелось еще раз там оказаться, но уже без спешки и без попыток объять необъятное. Италия, на мой взгляд, вообще не очень подходит для организованного отдыха. То есть, конечно, именно так большинство и ездит, но при таком подходе самое интересное проходит мимо, и остается только нагромождение ненужных фактов, почерпнутых от экскурсовода, пока от переизбытка информации еще не отключился мозг. Оптимальный вариант - это путешествовать самостоятельно, снимая где-нибудь жилье, и погружаться, погружаться, погружаться. И главное - не спешить.


И вот на эту весну я запланировал такой неспешный заезд во Флоренцию, причем без жены и детей. Жена уже опробовала вариант с одиночной поездкой в Париже полтора года назад, и мне тоже так захотелось. Музейные заезды с детьми пока тяжеловаты, а без них можно ездить только поодиночке. Запланировать-то запланировал, но в планы внезапно внесли существенные коррективы. В феврале на работе нам объявили, что всем спасибо - все свободны компания переносит разработку в Индию, а посему московский офис закрывается. То есть нужно резко срываться и искать работу. В моем случае, правда, не так уж и резко - по договору я мог доработать до конца июля. Мог, но не захотел - к концу февраля я получил предложение, от которого не смог отказаться.

Смысла тянуть еще 5 месяцев я не видел - мотивация была на нуле, да обстановка в компании была весьма гнетущей. Срок ухода мы с начальством полюбовно пересмотрели с конца июля на конец апреля, и даже выходной бонус удалось отстоять. Жирным минусом всей этой ситуации было то, что три месяца пришлось очень плотно общаться с индийскими ИТ специалистами (кто с ними встречался - тот меня пойдет). И здесь необходимость недельной передышки перед выходом на новое место заиграла новыми красками, очень уж после этой "передачи знаний" хотелось кого-нибудь грохнуть. Судя по всему, прецеденты были, и индусы предусмотрительно общались с нами из своего Бангалора дистанционно по скайпу. В этом контексте Флоренция и Италия в целом стала идеальным вариантом: там нет индусов, там не говорят по английски и там просто хорошо.

Смена работы была большим, ярким, но увы не последним приключением на пути в Италию. Перед поездкой я решил обновить парк фототехники и обзавелся парой новых объективов (раз уж дали бонус, надо его с пользой потратить). Во время полевых тестов одного из них, камера издала звук "бздынь", и изображение стало примерно таким:


В видоискателе вообще темнота, и мозг рисовал картины ценного пушного северного зверька, пришедшего в гости к фотику. Осторожно открутил объектив и, затаив дыхание, заглянул внутрь. Все оказалось не столь печально, как подумалось вначале - всего лишь отвалилось зеркало. Я понимаю, что для многих, и это показалось бы тем самым пушистиком, но я-то и не такое видел. Сделал глубокий выдох и уже через пять минут читал в интернете советы по действиям в такой ситуации. Поломка оказалась относительно нестрашной и довольно распространенной, и основных советов, если уж взялись чинить самостоятельно, было два: первый - ни в коем случае не пользоваться суперклеем, второй - сажать зеркало на прозрачный момент или герметик. Вариант с сервисом за неделю до отъезда не рассматривался как серьезный, и в итоге 4 капли прозрачного Момента разрешили ситуацию, на время путешествия.

Отъезд на следующий день после прощальной пьянки на старой работе как бы намекал, что без приключений не обойдется. И они незамедлительно начались ранним утром. В назначенное время вызванное такси не появилось, хотя и я и жена помнили, что я его заказывал. Позвонил в таксопарк, и оказалось, что там моего заказа тоже не помнят. Быстро перезаказываю машину через Яндекс-такси, и, получив ответ, начинаю спускаться по лестнице. Не прошел и пролета, отзванивают из первого места - они, все-таки, нашли мой заказ и разбудили водителя, мирно спавшего в машине около подъезда. Поскольку они успели раньше, то на этом такси я и уехал. В Яндекс-такси я потом еще минут десять отменял заказ (через сайт это не так просто). К счастью, в аэропорт мы прибыли уже без приключений и сам перелет прошел спокойно и рутинно.

Милан

Поскольку прямых рейсов из Москвы во Флоренцию нет, то выбор делался из трех вариантов: через Рим, и c самого начала его я рассматривал как основной, через Милан и через Венецию. С Римом из-за сдвига времени поездки на майские праздники я пролетел - цены ушли в облака, и оптимальным вариантом стал Милан. Билеты тоже были недешевые, но тут уж хоть чучелком, хоть тушкой, а ехать надо - решение принято. Опять же, такой вариант обеспечивал неплохую программу на итальянский Первомай, когда в Италии закрыто абсолютно все (но об этом чуть позже). А пока, в последний день апреля можно было пройтись по знакомым местам, а так же посетить те, куда в прошлые заезды не получилось попасть (например, в Пинакотеку Амброзиана).

В контексте предыдущих событий, в парке Монтанелли меня очень порадовала фигура индуса в окружении всадников апокалипсиса. Пусть даже это был и пакистанец, как оказалось вблизи.


Кстати, идея, что яблоко, выставленное год назад на площади перед Миланским собором, - это какой-то намек на известную компьютерную фирму, нашла еще одно подтверждение. Его перевезли на площадь перед Центральным вокзалом и перекрасили в канонический светло-серый цвет. Теперь совсем похоже на нынешний логотип.


Привычным уже маршрутом по виа Кавур я направился к Миланскому собору. Внутрь, правда, попасть не удалось - после многолетнего ремонта вход туда сделали платным, а пока я переваривал эту новость, в кассах образовался небольшой перерывчик часов на несколько.


Отложил визит в собор на день отъезда, а сам отправился в пинакотеку Амброзиана, благо она тут рядом, нужно только площадь пересечь. Наряду с пинакотекой Брера, это один из двух основных художественных музеев Милана. Есть еще музей Современного искусства рядом с Дуомо, но там масштаб сильно поменьше, хотя Кандинский у них имеется.

За год до этого попасть в пинакотеку Амброзиана не получилось - она была закрыта то ли из-за Первомая, то ли просто в музейный выходной туда попали. Музей был основан еще в 1618 году кардиналом Федерико Борромео, и сейчас в его собрании есть работы Сандро Боттичелли, Брамантино, Франческо Айеца, Джандоменико Тьеполо и Тициана, а так же "Портрет музыканта" Леонардо да Винчи.


Кстати, на переднем плане виден трамвайный вагон 1500-ой серии. Они разъезжают по городу уже без малого почти сотню лет, с 20-х годов прошлого века. Миланцы бережно сохраняют даже такие раритеты и этим придают изюминку городскому пейзажу. Комфорт, правда, соответствует эпохе. Еще там можно встретить 4600-ю серию (это 60-е годы) и 4700-ю (эти ходят с 1976-го). Современные там тоже есть, но эти окраины в основном обслуживают.

Из пинакотеки Аброзиана я отправился в квартал Брера. В пинакотеке мы были за год до этой поезди, и на этот раз был интересен сам квартал в ее окрестностях, точнее художественные лавки в нем (жена дала задание кое-что купить). Впрочем, пинакотека - музей весьма интересный. Она была основана в начале XIX века и находящиеся там работы представляют немного другой пласт культуры нежели те, что в пинакотеке Аброзиана, хотя есть и пересечения. Тут находятся картины Амброджио Лоренцетти, Донато Браманте, Рафаэля, Мантеньи (его знаменитейший "Мертвый Христос", Пьеро дела Франческа, Джентиле да Фабриано, Карпаччо, Тинторетто, Лоренцо Лотто, Франческо Айеца (его знаменитый "Поцелуй").


Кстати, статуя во дворе пинакотеки - это копия скульптурного портрета Наполеона работы Антонио Кановы (оригинал находится в Лондоне, в музее Веллингтона). Хотя Наполеон и выступал заказчиком, но увидев изваяние, настолько охренел был поражен оригинальным художественным прочтением его личности, что задвинул статую в дальний пыльный угол Лувра, где ее почти никто не видел до того момента, как Париж заняли войска антинаполеоновской коалиции. Кстати, скульптурные портреты семьи Наполеона, тоже работы Кановы недавно были найдены в подвалах Исторического музея и сейчас выставляются в музее Войны 1812-го года.

Напротив галереи Брера можно увидеть еще один необычный памятник - это Вздыбренная лошадь миланского скульптора Алиджи Сассу.

dsc04149.jpg

Проверив художественные магазины, я вернулся к основной цели первого дня. Очень хотелось добраться до Навильи - района миланских каналов. По дороге туда прошел мимо церкви Санта-Мария-дель-Кармине. На площади перед ней находится работа польского скульптора Игоря Миторая. В данном случае это почти камерная композиция. Обычно у его работ масштабы куда больше, и их часто выставляют среди скал и морских пейзажей, или, как внезапно оказалось спустя три месяца, среди руин Помпеев.


Навильи очень колоритное место, причем совершенно не укладывающееся в стереотипные представления о Милане. Там есть что-то от Венеции, ведь в прошлом Милан тоже был городом каналов. Сейчас от них остались только Навильо Гранде (Большой канал) и Навильо Павезе (Павийский канал), но благодаря им Милан официально считается 13-ым портовым городом Италии.


На набережных каналов огромное количество баров, куда миланцы приходят по вечерам, чтобы посидеть у воды с бокалом аперитива. Обычно это просекко, белое вино или сприц - традиционный итальянский коктейль из апероля, просекко и содовой.


На каналах есть даже бар: Сприц на каналах (Spritz navigli), но туда я не пошел, чтобы не впасть в рекурсию, и занял столик у конкурентов. К аперитивам в Италии бесплатно подают какие-нибудь закуски типа испанских тапасов. Причем бесплатно - не значит плохо или мало.


Все, что на фото, - это к одному бокалу аперитива, если точнее к каждому бокалу. Кода я заказал еще порцию сприца, то принесли второй поднос с едой, хотя я и первый еще не смог осилить. Надо было сразу говорить, что еды больше не надо, но кто же знал.

Кстати, такие закуски у итальянцев называются антипасти (antipasti) - дословно: "перед едой". Обычно с аперитивов в Италии начинается традиционный обед или ужин: какой-нибудь напиток с орешками и чипсами, антипасти, а после них уже и основная тяжелая артиллерия в виде 5-7 перемен блюд. Салат, кстати, идет где-то ближе к концу трапезы, а вот с сырами возможны варианты, как правило, их подают вначале как антипасти, хотя могут предложить и перед десертами (зависит и от сыров и от местных традиций). Все это гастрономическое буйство может закончиться за полночь традиционным "спагетата ди медзанотте" - ночной пастой.

В барах таких изысков нет - все ограничивается закусками, которые уже включены в счет за напитки (кое-где есть даже шведский стол для антипасти). Стоит заметить, что несмотря на такой подход, ценник за коктейли не сильно отличается от Испании, где за их тапасы в большинстве регионов надо платить отдельно (например, в Каталонии). Там, скорее, будет обратная ситуация - к набору тапасов могут дать бесплатное пиво.

А ведь изначально все было совсем по-другому. Чтобы его солдаты излишне не пьянели, испанский король Альфонсо X Кастильский издал указ: подавать к вину бесплатную закуску. Обычно это был хлеб и хамон, которыми накрывали кувшин, чтобы туда не попадали мухи. Вскоре после этого указа находчивые трактирщики обзавелись кувшинами с узкой горловиной, и габариты тапасов пришли к современным микроразмерам. Есть подозрение, что испанцы и принесли традицию бесплатных закусок в Италию (Неаполь довольно долго находился под испанским владычеством). Только у итальянцев эта традиция распространилась повсеместно и сохранилась до наших дней, а у себя на родине, в Испании увы...

Часть 1. Милан, Часть 2. Турин, Часть 3. Флоренция. Семь лет спустя, Часть 4. Про еду и не только, Часть 5. Флоренция. Дуомо, Часть 6. Флоренция. Галерея Уффици и Санта-Кроче, Часть 7. Флоренция. Уличные зарисовки, Часть 8. Пиза, Часть 9. Сиена, Часть 10. Болонья, Часть 11. Снова Милан. Возвращение.