?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Я вышел пройтись в Латинский квартал (часть 2)
feuf
dsc03773

Следующей частью нашей программы был поход к Пантеону и Люксембургскому дворцу. Пантеон изначально был собором в честь Святой Женевьевы. Во время Великой Французской революции его превратили в пантеон, посвященный великим людям Франции.
При Наполеоне I собор опять возвратили Церкви, но после революции 1830 года, он снова был превращен в Пантеон.

dsc03787

В 1851 году в Пантеоне был проведена знаменитая демонстрация факта обращения Земли вокруг своей оси. Французский физик и астроном Жан Фуко подвесил под куполом собора на стальной проволоке длинной 67 метров металлический шар. За один час плоскость колебаний такого маятника поворачивалась на 11 градусов. Долгое время это был самый большой маятник Фуко в мире. В 1931 году аналогичный маятник был запущен в Исаакиевском соборе в Ленинграде и длинна нити там составила 98 метров. После того как собор вернули церкви, и маятник там был демонтирован, парижский маятник Фуко опять стал самым большим в мире. Интересный исторический факт: первый опыт Фуко был выполнен с благословения папы Римского для того, чтобы доказать могущество Всевышнего.

dsc03785

Рядом с Пантеоном находится собор Сент-Этьен-дю-Мон, посторенный в XVII веке в стиле поздней готики. Церкви тогда строились неспешно, поэтому фасад был выполнен уже под влиянием Ренессанса. Сам собор был возведен, чтобы разгузить аббатство Святой Женевьевы, на месте которого позже построили Пантеон. Внутрь мы попасть не смогли, поскольку как раз в этот момент на площади перед церковью проходил митинг против легализации однополых браков.

dsc03779

Буквально в 10 минутах ходьбы от Пантеона находится Люксембургский сад и одноименный дворец. Сад был разбит по заказу Марии Медичи вокруг загородного замка (тогда эта территория находилась далеко от городской черты). Прообразом замка послужил палаццо Питти во Флоренции, в котором Мария Медичи выросла.

dsc03793

В те же времена в Люксембургском саду был сооружен уже упоминавшийся фонтан Марии Медичи. Особенно красив он летом и осенью, когда на деревьях есть листва и смыкающиеся сверху кроны создают иллюзию зеленого грота.

dsc03806

Сейчас Люксембургский сад - одно из любимых мест отдыха горожан и студентов, благо находится по соседству с Сорбонной. Можно сидеть на стульях в тени деревьев или запускать кораблики в пруду с фонтаном перед фасадом дворца. В общем, как-то отвлечься от суеты большого города.

dsc03792

Где-то в глубине сада находится копия статуи Свободы (еще одна). Она совсем маленькая - всего два метра в высоту, и до нее мы на этот раз не добрались.

От Люксембургского дворца мы отправились к церкви Сент Сюльпис. Это здание, построенное в иезуитском стиле, упоминалось в Коде да Винчи Дэна Брауна. По книге в нем искали краеугольный камень.

dsc03831

Так же оно известно тем, что через него проходил знаменитый Парижский меридиан, который использовался как нулевой, до того как за точку отсчета приняли Гринвичский меридиан. В честь этого в пол церкви вделана медная полоска, разделяющая собор по оси с севера на юг.

dsc03834

Перед собором Сент Сюльпис находится фонтан называемый "четыре епископа" работы Луи Висконти. Он являлся частью плана короля Луи-Филлипа по улучшению водоснабжения Парижа. В европейских городах фонтаны исторически являлись в первую очередь источниками питьевой воды, а уже потом несли какую-то культурную нагрузку. В нишах фонтана находятся статуи четырех епископов: Жана-Бенина Боссюэ (епископа Мо), Франсуа Фенелона (архиепископа Камбрэ), Эспри Флешье (епископа Нимского) и Жана-Батиста Масийона (епископа Клермонского). Статуи сориентированы на Север, Юг, Запад и Восток, поэтому второе название фонтана: "Фонтан четырех сторон света".

dsc03827

Неподалеку от собора Сент Сюльпис нам встретился оригинальный знак "въезд запрещен". Парижане шутят.

dsc03836

Выбравшись на бульвар Сен Жермен около аббатства Сен Жермен де Пре, мы отправились обратно в гостиницу отдыхать и готовиться к вечерней вылазке по ночному Парижу.

С вечерней вылазкой получилось несколько скомкано - доехали до Эйфелевой башни и уже там обнаружили, что экскурсионные автобусы, на которые у нас был билет, так поздно не ходят. Зато на обратном пути нам встретился интересный персонаж, на которого обратила внимание моя жена: Сумерки. Париж. Посреди бульвара Сен-Жермен стоит человек и сосредоточенно смотрит в небо. Мужчина среднего возраста в туристическом камуфляже, давно не бритый. В правой руке держит открытую банку колы. На плечах рюкзак. На рюкзаке висит... что?... правильно, полотенце. Такой вот привет от Дугласа Адамса.

А дальше у нас начался марафон по парижским музеям. С одной стороны, а что еще делать в Париже в последнюю неделю ноября? А с другой стороны, мы это и так планировали. У старшей дочери появился интерес к музеям, но в Москве с этим пока как-то не сложилось. Летом оказалось проще добраться из Сорренто до Археологического музея в Неаполе, чем осенью из Люблино до Третьяковки. Зато добравшись до Парижа, эту возможность использовали по-полной.

По поводу музейной программы Гугль сказал, что оптимальнее всего брать музейную карту. С ней и дешевле выходит (можно посещать в любой музей из огромного списка) и, главное, нигде не нужно стоять в очереди - обладатели карт идут через вход для групп. А про то, где это брать, был отзыв с информацией, что карту можно купить в любом музее, но проще всего это сделать в каком-нибудь малопосещаемом, например, в Клюни. Музей средневековой истории Парижа в бывшем аббатстве Клюни находился в буквальном смысле за углом. Туда-то мы и направились.

dsc03763

Помимо основной цели - приобретения карты, сам музей Клюни оказался довольно интересным. Экспозиция посвящена периоду раннего и высокого средневековья, от которого осталось довольно мало материальных свидетельств. В одном из залов  на средневековых инструментах играл оркестр и заунывная музыка по вентиляционным каналам разносилась по соседним помещениям. После 15 минут такой музыки у старшей дочери появились серьезные сомнения, что быть принцессой так уж хорошо.

В музее Клюни мы обратили внимания на большое количество школьных экскурсий. В Париже посещение музеев для детей школьного и дошкольного возраста бесплатно, поэтому учеников водят туда для закрепления программы.

Следующим музеем, на котором мы опробовали приобретенные музейные карты был музей Орсе. На набережной он выделяется среди окружающих зданий характерной архитектурой бывшего вокзала и скульптурами животных перед входом.

dsc03905

Длиннющая очередь на входе намекала, что идея с абонементом была исключительно правильной. Уточнил у охранника на входе, куда же нам с нашими бумажками податься - оказалось, что вход для групп и счастливых обладателей музейных карт находится с дальней стороны относительно набережной, где мы без всякой очереди зашли. Около него находится ряд женских фигур, олицетворяющих континенты: Европу, Азию, Африку, Северную и Южную Америку (они сидят полуповернувшись друг к другу) и Австралию.
dsc03912

Как уже было сказано выше, музей занимает здание железнодорожного вокзала, обслуживавшего линию Париж-Орлеан. Перестройка вокзала в музей началась во времена правления президента Помпиду и завершилась в 80-х при Миттеране. Музей охватывает промежуток времени с середины XIX века по 1915 год и заполняет диапазон времени между коллекцией Лувра и экспозицией Музея современного искусства. Переемственность хорошо чувствуется, поскольку Лувр расположен на противоположном берегу Сены и виден через циферблат часов на фасаде музея Орсе.
dsc03910

Детям очень понравилось находиться внутри часов, взрослым, впрочем, тоже ввиду наличия там кушеток. Все-таки это был верхний этаж и мы к тому времени уже прошли половину экспозиции. А впереди была классика импрессионизма. Тут-то мы и поняли как отличить подлинные шедевры от рядовых произведений, представляющих направление. Только в направлении наиболее особо ценных экспонатов наша младшая дочь бросалась вперед с намерением совершить акт вандализма. Хотя, с ее точки зрения, вероятно, это было существенное улучшение произведения искусства. Во всяком случае перед "Кувшинками" Моне ее удалось перехватить в полете. Около "Завтрака на траве" Мане тоже (да-да, я помню: Моне - пятна, Мане - люди).

Из музея Орсе мы отправились к Дому инвалидов (это комплекс сооружений для ветеранов, построенный во времена Людовика XIV). Мы хотели посетить могилу Наполеона, но попасть туда оказалось возможным только через Музей армии. Это, конечно интересно, но не с двумя маленькими девочками. Хотя, старшая в свое время с интересом наводила зенитку в Пертопавловке.
dsc03936

Тем не менее, знаменитую надпись "Последний довод королей" (Ultima ratio regum) на казенной части французских пушек, я жене показал. Раз уж проведать Наполеона не получилось, мы направились в музей Родена, который располагался напротив Дома инвалидов.

dsc03939

При имени Роден сразу вспоминается его хрестоматийный "Мыслитель". Гораздо менее известно, что эта скульптура задумывалась как часть более грандиозной композиции. Ей должны были стать Врата Ада для Музея декоративного искусства в
Париже. Музей так и не был создан, но невзирая на это Роден продолжал работу. При жизни Родена Врата так и не были завершены, их отлили в бронзе уже после его смерти.
dsc03950
Создавая эту скульптурную композицию, Роден вдохновлялся воротами баптистерия флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре.
door2

Так же, сюжеты черпались из "Божественной комедии" Данте, "Страшного суда" Микеланджело, "Цветов зла" Шарля Бодлера, образов порталов готических соборов. Часть сюжетов композиции обрела самостоятельную жизнь, став отдельными скульптурами, высеченными из мрамора или отлитыми в бронзе. Такими стали "Мимолётная любовь", "Поцелуй", исключённые из композиции "Адам" и "Ева" и, естественно, "Мыслитель".

Изначально "Мыслитель" задумывался как скульптурный портрет Данте, наблюдающего за порождениями своего воображения. Позже Роден трансформировал его в универсальный образ поэта, художника и творца. Но мысль о том, что в душе творца творится ад, осталась.

Некоторые скульптуры представлены в нескольких вариантах, причем иногда весьма далеких от того, что планировалось получить в итоге.

dsc03945

Например, статуя Пьера де Виссанта, задумывышаяся как часть памятника "Граждане Кале".
dsc03953

На входе в музей Родена детям выдали наклейки. По ходу осмотра музея и парка Марина (младшая дочь) эту наклейку потеряла и устроила истерику. Чтобы успокоить ребенка, мы выпросили для нее одну. И вот после 10 минут заунывных завываний, ведя еще вслипывающую девочку, мы вышли из музея. Через 5 метров всех пробивает на хи-хи - там стоит столб от основания и на 3 метра вверх, покрытый этими кружочками. Вот зачем они были нужны!
dsc03956

А на асфальте обнаружилось еще одно произведение современного искусства. Парижане продолжают шутить.
dsc03932

Собственно в походах по музеям Орсе и Родена мы пережидали непогоду. Дождавшись на следующий день благоприятного прогноза мы загрузились на RER, естественно, с французскими уличными или метрошными музыкантами в больших дозах. Причем на двух уровнях электрики играли разные группы.

На подходе к Версальскому дворцу, как и положено, нас встретил памятник Людовику XIV. В Париже и окрестностях он вполне эффективно заменяет памятники Ленину.
dsc03974

Первый раз я был в Версале в августе, и тогда пространство перед дворцом заполняла толпа туристов, жаждавшая попасть внутрь. Сейчас же был конец ноября - холодно, серо и сыро, и Версаль был практически пустынный.
dsc03987

Если пятнадцать лет назад меня больше интересовал парк, тем более что туда можно было попасть без ожидания в гигантской очереди, сейчас же хотелось посмотреть и дворец. Парк тогда вызвал чувство разочарования - фонтаны не работали (и это в августе!), да и сам парк находился в удручающем состоянии с мертвыми деревьями и размытыми дождями дорожками. В общем, после нашего Петергофа потрясение невообразимое, усиливаемое знанием того, из какого состояния Петергоф был восстановлен после войны. А с тех пор в 1999-ом по Версалю прошелся ураган, что, естественно, блеска парку не добавило.

dsc03992

Но если не сильно отходить от дворца, то  разруха в парке почти не заметна. Зато можно насладиться видом дворцового ансамбля и узнаваемым пейзажем Версальского парка.
dsc04044

Ожидать, что в ноябре включат фонтаны, если они не работали в августе, было глупо. Собственно, там историческая проблема с водоснабжением, причем начиная еще с эпохи Людовика XIV, когда, создавая парк фонтанов, превысили возможности гидросистемы Версаля. Последующие попытки решить эту проблему к успеху так и не привели. Увидеть парк во всей красе можно только на Праздник фонтанов раз в году.
dsc03997

Поэтому чудес мы и не ждали, посмотрели на скульптуры около фонтанов перед фасадом дворца и поехали на экскурсионном поезде к Большому и Малому Трианону. Эта часть парка была мне незнакома, поэтому я с интересом взглянул на эти дворцы.

Большой Трианон - дворец, который был построен во времена царствования Людовика XIV. В отличии от Версальского дворца Большой Трианон планировался как место уединения, где король отдыхал среди буколических пейзажей. Не знаю, какими были ландшафты в эпоху Людовика XIV, но сейчас там вполне деревенское окружение - неподалеку пасутся овцы и лошади.
dsc04021

Находящийся рядом Малый Трианон был подарком Марии Антуанете от Людовика XVI, а строился он по приказу Людовика XV для его фаворитки маркизы де Помпадур. Правда, до завершения строительства мадам Помпадур не дожила. Из Трианона не виден ни Версаль, ни Париж, и королева тут отдыхала от суеты двора. Даже король не мог посещать Трианон без ее приглашения.
dsc04025

Ввиду нехватки времени Большой и Малый Трианон мы не посетили, и под накрапывающим дождиком вернулись в Версальский дворец.
dsc04036

Как уже писал выше, очереди на входе там не было, да и по музейной карте мы все равно бы прошли внутрь без проблем (кстати, Версальский дворец отбивает треть ее стоимости).
dsc04060

Дворец является именно тем, ради чего стоит посетить Версаль. Сверкающий позолотой и благолепием убранства, дворец стал тем образцом, которому потом подражали, хотя детально и не копировали, почти повсеместно в Европе. Но началось все здесь с замысла короля-солнца.

В эпоху Людовика XIV стартовали два грандиозных проекта: перестройка Парижа вдоль уже упоминавшихся двух исторических осей и строительство Версаля. Хотя, до Людовика XIV тут был королевский охотничий замок, в дальнейшем он был снесен, и сейчас на его месте находится Мраморный двор.
dsc04062

Опасаясь народных волнений (и не без причины, поскольку на детство Людовика XIV приходилась Фронда), король предполагал сделать Версаль своей постоянной резиденцией. Отсюда грандиозность задумки. Строительство же фактически с нуля позволило создать проект, отличающийся гармоничностью и целостностью. Этого результата и достигли величайшие архитекторы своей эпохи: Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, а так же создатель парка - Андре Ленотр (он же создал и примыкающий к Лувру сад Тюильри).
dsc04068

Версальский дворец был одним из центров европейской и мировой политики - здесь заключались многие международные договоры. Здесь был заключен договор завершавший войну за независимость США, здесь была принята Декларация прав человека и гражданина, здесь после поражения в Франции в Франко-Прусской войне была провозглашена Германская империя, и тут же, по окончании Первой мировой войны был подписан договор, фиксирующий послевоенное мироустройство - известный теперь как Версальский договор.

Из Версаля мы отправились в Лувр. Два дня в неделю Лувр открыт до позднего вечера, и в такие вечера там можно походить без лишней толчеи.
dsc04091

Лувр - сейчас является одним из крупнейших музеев мира, и в нем представлена коллекция, собиравшаяся, начиная со времен династии Капетингов. Сейчас он охватывает временной диапазон от эпохи Древнего Египта и до середины XIX века. Здесь представлены произведения искусства фактически из всех уголков мира.

Для публики музей открылся в 1793 году после Великой французской революции. В начале его основу составили экспонаты, поступившие из королевских коллекций. Кроме того туда поступила коллекция из Музея французской скульптуры и экспонаты, полученные в результате многочисленных конфискаций. В эпоху Наполеоновских войн в музей стали поступать военные трофеи. Так там появился египетский отдел. Египетская кампания для Франции в военном и политическом плане была провальной, но развернутая в прессе пропаганда делала упор на культурный вклад, и французское общество согласилось с тем, что успех все-таки был. Лувр же обогатился египетской коллекцией

Что касается коллекции скульптуры, то она изначально была представлена только античными статуями. В 1824 году были открыты еще 5 новых залов, посвященных искусству эпохи Возрождения, и к концу XIX века департамент скульптуры стал независимым от департамента античности.

dsc04083
Посещение залов с искусством эпохи Возрождения было одной из целей нашего визита в Лувр. В одном из залов Марина по наработанной в музее Орсе привычке сделала бросок к Джоконде, и тут, глядя на реакцию охранников, за ребенка мы испугались. К счастью, ее удалось заманить обратно за ограждение, и все закончилось благополучно. Собственно, Джоконда - была довольно заезженной темой (но раз надо, значит надо), а мы туда зашли взглянуть на Амура и Психею Антонио Кановы (кстати, более поздняя авторская версия этой скульптуры находится в Эрмитаже).
dsc04078

После залов эпохи Возрождения, через отдел античности (знакомства с Венерой Милосской избежать не удалось, и Марину снова поймали на подлете) мы отправились в египетское крыло Лувра, где я еще ни разу не был (да и детям это более интересно, чем живопись).
dsc04086

В египетском крыле мы в полной мере ощутили одну хорошо забытую мной особенность Лувра - заблудиться в нем очень легко. А учитывая, что часть залов и проходов там закрывают в связи с реконструкцией, то путь по музею начинает напоминать лабиринт. В данном случае некормленые сфинксы с торчащими ребрами, саркофаги и египетские боги загробного мира великолепно подчеркивали идею: ну вот вы и попались. К счастью, пробежав в пятый раз мимо неодобрительно поглядывавшего на нашу группу Осириса, мы, наконец, обнаружили путь к выходу (по подземному этажу мимо оснований башен старого Лувра). На этом знакомство с классическими музеями Парижа мы закончили.

На следующий день у нас был намечен поход по музеям современного искусства. Шоу, правда, началось буквально за порогом гостиницы. Путь к метро на бульваре Сент Жермен нам преградил проход драгунского эскадрона.
dsc04092

Парижане любят устраивать исторические реконструкции по разным поводам. Так в 1995-ом, во время первого визита в Париж я попал на празднование 51-ой годовщины освобождения города от немецко-фашистских оккупантов.
Scan-080105-0013

Остров Сите тогда был перегорожен баррикадами из мешков с песком. На Студебекерах и Виллисах ездили американцы и ходили участники сопротивления с соответствующими повязками. Тогда это было непривычно. Сейчас этих реконструкторов и у нас полно. А вот в честь чего в эту поездку по бульварам прошествовал драгунский эскадрон, я так и не понял. Уж явно не в честь визита Медведева во Францию.

Знакомство с современным искусством мы начали с Токийского дворца, находящегося недалеко от Тракадеро (дворца напротив Эйфелевой башни). Там находится частная экспозиция, посвященная искусству начала-середины XX века. Правда, по музейной карте там почти никуда не пускали, и мы отправились в соседний выставочный корпус, где были представлены работы современных художников и скульпторов. Ну что значит работы: сплошные инсталляции и перформанс. Одна и таких конструкций заняла детей минут на пятнадцать. В стене была проделана амбразура, через которую можно наблюдать, как по транспортеру проезжают разнообразные объекты искусства. За время, что мы там стояли, предметы на транспортере так и не повторились, и я предположил, что в соседнем зале просто разбирают соседнюю инсталляцию, создав при этом еще одно произведение современного искусства.

Перекусив, мы отправились к центру Помпиду, где находится Музей современного искусства. По пути туда от улицы Риволи мы прошли мимо Фонтана невинных (Fontaine des innocents) - одного из красивейших и старейших фонтанов Парижа, шедевра французского Ренессанса. Изначально он назывался Фонтан нимф, но в дальнейшем стал называться по имени расположенного неподалеку кладбища. Возведение фонтана посвящалось торжественному вступлению в Париж в 1549 году короля Генриха II и было частью плана по увековечиванию маршрута процессии от Сен-Дени до собора Нотр-Дам.
dsc04107

Ценр Помпиду, к которому мы наконец вышли, был создан по инициативе президента, чье имя он сейчас носит, в конце семидесятых для поддержки современного искусства во всех его проявлениях, а это по мнению организаторов: изобразительное искусство, музыка и танец.

Характерное здание центра с человекопроводом вдоль фасаде нельзя ни с чем спутать, очень уж оно выделяется на фоне окружающих его старых кварталов. Внутри его находится: Музей современного искусства, библиотека, концертные и выставочные залы. Выставки сразу напомнили о себе очередью на входе, в обход которой не пускали никого. Вообще никого. Как раз в эту неделю в Центре Помпиду стартовала масштабная выставка-ретроспектива Сальвадора Дали. Все предыдущие дни о ней нам напоминали его портреты с усами закрученными в форме знака бесконечности, развешенные по всему Парижу.
dsc04114

Дали мне запомнился по выставке на Крымском валу лет 15 назад. Поэтому мы решили зайти и сюда. Музейная карта тут не работала, пришлось отстоять очередь и купить билеты в музей. В фойе об основной тематике Центра Помпиду напоминал клубок из переплетенных самолетов.

dsc04117

Очередь на входе была не последней очередью, которою пришлось там отстоять - перед выставочным залом была еще одна - гораздо более длинная и печальная. И вот еще спустя час пришлось расстаться с иллюзиями молодости. Когда произведения Дали даются не отдельными шедеврами, а в ретроспективе и со всеми предшествующими набросками, впечатление складывается совсем другое. В общем, создалось ощущение, что мы попали в мозг Дали и в этом мозге не все было в порядке. Иногда выдвигались ящички и там обнаруживалось такое ..., что подкатывало физиологическое болезненное ощущение. В общем, Дали хорош в малых дозах. Младшая дочь, к счастью, на входе вырубилась, и выставку пропустила, спя у меня на плече.

Впрочем и основная экспозиция Музея современного искусства тоже навевала грусть. На фоне многих инсталляций летающие люди и козы Шагала и первичные формы Малевича смотрятся как откровение свыше. А уж Кандинский - это как университетский профессор среди школьников.

Купили в магазине при музее соковыжималку для лимонов от Филиппа Старка и посчитали, что современного искусства на ближайший год для нас хватит.

Последний день перед отъездом мы посвятили походу на Монмартр. В общем-то это тоже традиция: первый день - выход к Нотр-Даму как к сердцу Парижа и поход к Эйфелевой башне, как к доминанте, которая видна из любой точки города. Монмартр это вторая доминанта, и свеча Сакре-Кер также видна отовсюду, и традиционно визитом к ним я завершал поездки. Туда мы и отправились, проведя неделю в Париже.

Хотя ориентироваться по пути к холму было просто, но на дороге встретилось препятствие, забытое за время проведенное в Латинском квартале. На подходе к Монмартру туристов поджидают негры - торговцы сувенирами. Исключительно навязчивые, надо заметить. К счастью некоторые русские выражения они знают и понимают, что услышав такое, понимают, что приставать к туристам больше не нужно.

dsc04125

Сакре Кер - это католический храм, построенный в римско-византийском стиле и венчающий самую высокую точку Монмартра. К нему ведут лестницы, дополняющие собой архитектурный ансамбль. Чтобы подняться на вершину, мы воспользовались более простым способом - поехали на фуникулере, находящемся по соседству (билеты метро там вполне работают).

dsc04136
С вершины Монмартрского холма открывается великолепный вид на Париж, в этот раз несколько испорченный дождливой погодой.
dsc04138
Внутри Сарке Кера хор монахинь исполнял песнопения. В прошлый раз я там застал группу из какого-то североафриканского монастыря, которая очень душевно пела, аккомпанируя себе на гитарах. На этот раз были местные, и такого драйва не чувствовалось.
dsc04147
Улочки и площади Монмартра издавна оккупированы художниками. В домах на холме расположено множество сувенирных лавок и кафе. Некоторые кафе весьма примечательны - крошечное помещение могут занимать пара-тройка столиков ... и огромный рояль. Такое я встречал только на Монмартре и в его окрестностях.
dsc04169
Домики, увитые плющем, также дополняют образ Монмартра.
dsc04170
Вблизи площади с художниками мы обнаружили стимпанковского вида агрегат по производству глинтвейна, и не отказали себе в возможности немного согреться в этот ноябрьский день.
dsc04162
От Монмартра мы направились в обратный путь, и по дороге не отказали себе в возможности взглянуть на Мулен Руж. Днем там вполне можно прогуляться, если не обращать внимания на вывески секс-шопов. Вот ночью начинается именно то, о чем говорил в самом начале - отовсюду вылезают страшные проститутки и их сутенеры.
dsc04184
Дальше мы направились к Опере, и по пути к ней у вокзала Сен Лазар обнаружились два интересных памятника работы
скульптора Армана: конструкция из множества чемоданов - "Вечная камера хранения" (у нее есть народное название: "Памятник рассеянному пассажиру")...
dsc04185

... и примерно такая же конструкция из циферблатов - "Время для всех".
dsc04189
Парижская топонимика радовала знакомыми названиями. Правда не очень понятно отношение французов к этой победе. Даже итальянцы (в Болонье есть Сталинградская улица) в битву на Волге внесли существенный вклад, поскольку Красная армия наносила удары преимущественно на тех участках, где держали оборону румынские и итальянские части. Но тем не менее, Сталинградская площадь в Париже есть.
dsc04188
Дальше мы направились к Вандомской площади. Жена хотела взглянуть на дом Коко Шанель, а я на Вандомскую колонну.
dsc04219
Колонна отлита из меди русских и австрийских пушек, захваченных в битве при Аустерлице. История колонны оказалась весьма драматична. Сначала после взятия Парижа войсками союзников, статуя Наполеона была снята с ее вершины и переплавлена. При Луи-Филиппе на колонну была водружена новая статуя Наполеона работы Сюрре, где он изображен в мундире и двууголке. При Наполеоне III эта статуя была перенесена в Дом инвалидов, а ее место на колонне заняла его копия первоначального варианта в римской тоге. Во время Парижской коммуны колонна была повалена, и вновь восстановлена после подавления восстания коммунаров.

Вандомская площадь и находящаяся по близости улица Риволи являются одним из самых дорогих районов Парижа, но нам было не до бутиков. Мы на прощание заглянули в Тиволи, и отправились в гостиницу устраивать прощальный ужин и готовиться к отъезду.
dsc04222

Обратный путь прошел без особых приключений. Путь на метро в Орли, паспортный контроль, ожидание рейса - обычная рутина путешествий. Москву за день до этого накрыл мощный снегопад, и она встречала нас слякотью и транспортным коллапсом. Домой мы добрались только к полуночи и после импровизированного ужина сразу завалились спать.

На следующее утро  зрелище, увиденное в недрах холодильника, заставило меня улыбнуться. Среди пустых полок там сиротливо сгрудились в кучку привезенные из Парижа: бутылка Болинджера, несколько упаковок фуа-гра и банки с дижонской горчицей. А ведь поездка удалась!

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.