?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Benvenuti al Sud (часть 5)
feuf

Помпеи (Pompei)

От Сорренто, где мы жили, до Помпеев было всего 30 минут пути на электричке. Мы там уже два раза были, но территория парка весьма велика, и все осмотреть невозможно. У нас же уже давно имелись планы добраться до Виллы мистерий. В прошлом году их не удалось осуществить - тогда старшая дочь ушибла ногу, споткнувшись о плиты древнего тротуара, и мы повернули в сторону дома, не добравшись даже до Форума. На сей раз на территорию археологического парка мы заходили через ближайший к Форуму и Вилле мистерий вход, и не нужно было пересекать весь город. С погодой тоже повезло - не было изнуряющего зноя, а дети, наоборот, были весьма бодрыми, то есть имелись хорошие шансы посетить все места, куда хотели попасть.


На электричке мы добрались до станции Pompei Scavi - Villa dei Misteri на линии Circumvesuviana. Эта платформа находится у самого входа на раскопки - около ворот Порта Марина. Оттуда же можно отправиться на автобусе на вершину Везувия. Поначалу у нас были мысли совершить еще и такую поездку, но после путешествия на Капри, это желание пропало. Все-таки ногами там пришлось бы походить весьма изрядно, причем в гору, а дети такие прогулки пока переносят с большим трудом. Но в целом побывать на вершине вулкана было бы интересно. А то начнет извергаться, а мы там не побывали. Обидно.

Как и в самый первый раз мы зашли в Помпеи со стороны Форума. Здесь можно побродить в руинах Базилики, взглянуть на Храмы Апполона, Юпитера, Веспасиана. Заглянуть в Марцелум и посмотреть там на "сохранившиеся" фрески (оригинал их находится в Археологическом музее Неаполя).


Дети радостно разбрелись по руинам, дополняя собой античные пейзажи.



От Арки Калигулы мы свернули в сторону Виллы Мистерий. Вдали немым напоминанием о виновнике давней катастрофы маячил Везувий. Тогда за несколько лет он предупредил местных жителей землетрясением о том, что может произойти в дальнейшем. В Помпеях были разрушения, которые до извержения полностью так и не восстановили. Люди тогда предупреждению не вняли, а потом гора взорвалась...


По относительно пустым улицам мы дошли до Виллы мистерий.


Вилла мистерий находится вне городской черты. Несмотря на то, что она была расположена ближе к вулкану, это одно из наиболее сохранившихся строений в городе. Вилла была основана во II веке до н.э. после чего несколько раз расширялась. Наибольшего расцвета она достигла в эпоху императора Августа.


Во многих комнатах сохранились фрески, хотя чаще всего, говоря про виллу, упоминают изображения комнате к юго-западу от атриума. Считается, что на них запечатлено посвящение в Дионисийские мистерии. На эту версию так же намекают найденные на территории виллы прессы для винограда и сосуды для брожения вина. Эти находки вдохновили семейство виноделов Мастроберардино на воссоздание процесса изготовления вина по античным технологиям из сортов винограда, близких к тем, что культивировались в древних Помпеях. Более того, Мастроберардино добились разрешения выращивать лозу непосредственно на территории археологического парка. Получившееся вино можно купить в местных магазинах под маркой "Вилла мистерий".


Среди руин бегают ящерицы. Эти твари довольно безобидны, но жена заметила в соседнем с руинами абрикосовом саду змею. Та вполне убедительно прикидывалась шлангом, и уползла при нашем приближении. Еще там обитает множество бездомных собак. Таблички в разных местах настоятельно рекомендуют не пытаться завязать с ними знакомство.


Этот угол парка был достаточно безлюдным. Он и в античные времена находится за городской стеной, и сейчас остается довольно далеко от туристических маршрутов.


Сохранившийся участок стены мы обогнули с севера, и оттуда уже привычным путем отправились к Большому и Малому театру.


По дороге мы заглянули на Виллу Фавна.


На этой вилле была найдена знаменитая мозаика, изображающая Александра Македонского в битве с персидским царём Дарием III. Сейчас оригинал мозаики находится в Археологическом музее Неаполя, а в Помпеях оставлена его копия. Изображенный на мозаике доспех Александра был затем реконструирован в фильме Оливера Стоуна "Александр".


В атрии виллы находится бассейн для дождевой воды со статуей Фавна, которая и дала нынешнее название вилле. Это тоже копия, а на оригинал можно посмотреть все в том же Археологическом музее.


Большой театр был построен а III-II веках до н.э., максимально используя рельеф местности. Театр был расширен при императоре Августе. Как и многие подобные сооружения театр мог накрываться навесом от палящего солнца. Кольца для него сохранились до наших дней.


Рядом с театрами находится квадрипортик - квадратная площадь с галереей, где собиралась публика перед представлениями. После землетрясения 62-го года, разрушившего казармы гладиаторов у амфитеатра, квадрипортик использовали как временные казармы. Найденное там оружие сейчас выставлено в Археологическом музее Неаполя.


Здесь мы покинули Археологический парк в надежде перекусить самой лучшей пиццей, но оказалось, что ресторан, где мы ее ели в прошлый раз, обслуживает только группы. Обидно конечно, но в Сорренто тоже есть приличные забегаловки, хотя их пицце далеко до помпейской.

Возвращение

Три недели в Сорренто закончились как-то внезапно. Еще вчера купались в море и путешествовали по окрестностям, и вот уже надо собираться обратно. Дети успели научиться плавать. Одно лишь омрачало отдых - спуски и подъемы настолько всех вымотали, что Марина в последний день умудрилась заснуть на ходу. В общем, отдохнули на все сто.


Последний день был посвящен сборам, покупке сувениров, написанию открыток. Наконец прощальный взгляд на Сорренто брошен, дела с владельцами виллы улажены и на утро можно выезжать в Рим.


Кстати, тут выдали красивую бумагу о том, что мы оплатили туристический сбор. У меня появилось сильное подозрение, что когда никакую бумагу не выдают, а деньги, наоборот, берут, как это было по приезду в Рим, то сумма идет отнюдь не в муниципалитет. Ну да и ладно.


Привычным уже путем добравшись до Неаполя, мы пересели там на экспресс и отбыли в Рим. Чтобы наше путешествие не прошло однообразно, еще при посадке в автобус на Виа Капо из ручки чемодана выпал шуруп. Это было не смертельно, поскольку на втором шурупе ручка еще держалась, и катить чемодан, хоть с трудом, но было возможно, тем не менее, известную поговорку про чемодан без ручки мы на себе прочувствовали. Плюс к этому, жена не смогла найти кроссовки старшей дочери, и по всему выходило, что мы их забыли в гостинице в Риме еще 3 недели назад. Поэтому пока я сдавал багаж в камеру хранения, а она отправилась в гостиницу выяснять про ребенкину обувь.


Работники гостиницы, когда их таки удалось разбудить (да-да сиеста), сначала долго не могли понять, что от них хотят, потом сказали, что ничего не видели. Грустно и печально пошли гулять по Риму. Надо было перекусить перед выездом в аэропорт, а жене еще и хотелось встретиться с подругой.


Рим порадовал замечательной вывеской на одной из забегаловок, гласившей, что в этой Траттории есть халяльный индийский тандыр. Естественно, обедали мы не там, но такой шедевр мультикультуризма не могли не запечатлеть.


Оказалось, что даже в местах, где бывали неоднократно, можно встретить еще немало интересного. Напротив собора Санта-Мария-Маджоре стоят переглядываясь между собой два памятника. Тот, что на фото сюда лицом, это Мануэль Бельграно - человек и пароход (в честь него был назван аргентинский крейсер, потопленный британцами во время Фолклендской войны). Тот, что спиной, это Бартоломью Митре. Оба видные деятели Аргентины. Первый участвовал в борьбе за независимость и придумал аргентинский флаг, второй - один из первых президентов Аргентины. В жизни они никогда не встречались (один умер 1820-ом, а другой родился в 1821-ом). И тот и другой были итальянцами. Собственно первые строки на обоих памятниках идентичны: Итальянцы в Аргентине (Gli Italiani Nell Аrgentina). И стоят они там не просто так, а потому что в здании находился аргентинский клуб.


Ночным рейсом мы покинули Рим и Италию и рано утром вернулись домой. Воскресная Москва на рассвете радовала полным отсутствием машин на дорогах, и мы преодолели путь от аэропорта всего за 50 минут. С отъездом это даже не сравнить. Открыв дверь квартиры мы увидели, стоявшие на видном месте в прихожей кроссовки дочери. Когда выезжали, было жарко, и мы в самый последний момент решили их не брать и тут же об этом забыли. А зря.

На этом поездка на дачу в Сорренто завершилась.

Часть 1. Капо-ди-Сорренто, Часть 2. Сорренто, Часть 3. Капри и Позитано, Часть 4. Неаполь, Часть 5. Помпеи.