?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Забег по Италии. Часть 12. Помпеи.
feuf
Великие планы поездить по окрестностям Амальфитанского побережья в итоге ограничились лишь визитом в Помпеи. Собственно после посещения раскопок и стало ясно, что никуда кроме соседних Майори, Амальфи и Равелло мы больше не выберемся. Поначалу мы были полны оптимизма и думали, что утром съездим в Помпеи, а вечером еще успеем сходить искупаться на море. Ага, щас!

С итальянским транспортом стоить планы - дело бесперспективное. Да и час блевательного аттракциона под названием автобус на горном серпантине - это весьма сильное потрясение для измученных отдыхом организмов, и оно совершенно не вызывает желания повторять такой опыт без острой необходимости. Опять же, вечные опоздания: рассчитывали добраться за 2 часа, добрались за 3.5. В итоге, в Помпеях (а так называется и современный городок рядом с древними Помпеями) вместо посещения руин мы сначала пошли искать, где можно перекусить. Тут надо отметить, что в прошлый раз Помпеи нам запомнились самой лучшей пиццей из тех, что мы когда-либо пробовали. В этот раз мнение на этот счет не изменилось. Пицца с моцареллой, произведенной из молока буйволиц, выпасавшихся на склонах Везувия, без сомнения остается вне всякой конкуренции.


Место для обеда нашли рядом с собором Богородицы (это, кстати, тоже одна из папских базилик), прямо напротив входа к месту раскопок древних Помпеев. Младшая дочь - Марина по каким-то неведомым причинам устроила скандал в пиццерии, и, пока он не перетек в дебош, мы забрали пиццу с собой и пошли к руинам.
В Помпеях мы уже были с экскурсией за 5 лет до этой поездки. Но тогда не были охвачены несколько мест археологического парка, в которых хотелось бы побывать. Одним из них был дом Мистерий, но мы поняли, что туда и в этот раз не доберемся, поскольку он был в диаметрально противоположном конце территории. Вторым был Амфитеатр, и он был, как раз, напротив входа - туда-то мы и отправились.
Амфитеатр Помпеев хорошо знаком многим по знаменитому концерту Pink Floids, проходившему здесь. Можно представить, как оно было вживую, учитывая акустику таких сооружений.
Напротив Амфитеатра мы нашли поилки и скамеечки и продолжили прерванный обед. Тень, запах хвои от растущих вокруг пиний, древние стены Помпеев - такой вкусной пиццы мы мы не ели никогда. Марине однозначно спасибо, что выгнала нас из пиццерии.
Надписи на стенах за прошедшие 2000 лет изменились слабо. И сейчас кое-где можно увидеть что-то подобное, написанное от руки тем же шрифтом.
Крыши и перекрытия почти нигде не сохранились - они рухнули под тяжестью пепла. Сейчас Помпеи - это город стен.
Но стены там украшены не только граффити, во многих местах сохранилась и древние росписи. Кстати, нетрудно заметить, что понятие о перспективе родилось отнюдь не в эпоху Возрождения, а гораздо раньше.
На стене одного из домов сохранилось знаменитое изображение Приапа. Общий смысл картины: чтобы в вашем доме было столько же благ, сколько весит приапово хозяйство. Когда мы были в Помпеях 5 лет назад, экскурсовод рассказывала, как одна из туристок, увидев эту фреску, воскликнула: "Ой! А в наших магазинах тоже такая колбаса продается!"
Кое где помещения дошли почти в полной сохранности. Они дают представление о том, как выглядели дома древних римлян.
В термах почти сохранилась лепнина на стенах.
Так же до наших дней дошла знаменитая мозаика, изображающая одну из битв Александра Македонского. Это очень популярная тема в изобразительном искусстве древнего мира.
В большинстве же мест даже от стен остались лишь фрагменты. Везувий не пощадил никого и ничего.
А вот мостовые хорошо сохранились. Да и что им еще будет? Несколько камней, пересекающих дорогу - это пешеходный переход. Прообраз современной зебры имел весьма прозаичное назначение. Поскольку транспорт был гужевым, то улицы были весьма основательно завалены конским навозом. Чтобы во все это не вляпаться, устраивались такие переправы.
Кое-где между камнями колеса повозок пробили колеи, но в целом такие мостовые - весьма вандалоустойчивое сооружение. Например, знаменитая Апиева дорога до сих пор используется по прямому назначению - по ней машины ездят.
После прогулки по городу самое время и в театр сходить. Их тут два:
...Большой...
... и Малый. В обоих до сих пор устраивают представления, и проводят свои выступления музыкальные группы. А где еще найдешь помещения с такой же акустикой и при этом на фоне таких пейзажей?
Во многих местах свободное пространство засажено виноградом. Это зримое воплощение безумной идеи винодела Пьетро Мастроберардино получить вино на месте древних виноградников, используя старую технологию и соответствующие сорта винограда. Проект стартовал в 1995 году после 25 лет бюрократических препонов, и первый урожай был собран десять лет назад в 2001-ом. Виноградники разбиты в тех же местах, где они были и в древности в соответствии с результатами археологических раскопок. Лоза тоже подбиралась максимально близкой к той, что возделывали древние римляне, благо по пыльце и рисункам ее можно было идентифицировать. Потом, используя древнюю технологию ферментации, было получено сухое вино, которое производится в Помпеях и по сей день.
На обратном пути мы посетили некрополь. Мы там тоже еще не были, знали только, что он вдохновил Брюлова на полотно "Последний день Помпеев".
Пейзаж навевает воспоминания о "Письмах римскому другу" Бродского:

Здесь лежит купец из Азии. Толковым
 был купцом он - деловит, но незаметен.
Умер быстро: лихорадка. По торговым
 он делам сюда приплыл, а не за этим.
Рядом с ним - легионер, под грубым кварцем.
 Он в сражениях Империю прославил.
Столько раз могли убить! а умер старцем.
 Даже здесь не существует, Постум, правил...
Некрополь, как и все античные городские кладбища находится вне городской стены, но эта территория все равно относится к археологическому парку Помпеи.
Из некрополя мы вышли в исходную точку - к воротам, через которые сюда зашли. Еще через три с половиной часа мы вернулись обратно в Минори.

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.