?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Бенилюкс без "ни". День 7. (Льеж. Часть 1)
feuf

Трехчасовую поездку из Люксембурга в Брюссель я с пользой потратил, определяясь с планами на следующий день (ну и "Видоизмененный углерод" досмотрел пока Арденны проезжал - все равно, там никакой связи нет). В качестве вариантов на предпоследний день поездки после непродолжительного отсеивания остальных остались Льеж и Намюр. Льеж в итоге заинтересовал больше, и на нем я и остановился. В общем, не угадал ни с тем, ни с другим - мне бы интереснее было направиться в Турне, но я про этот город узнал лишь спустя месяц после поездки.

Новое утро, и очередной поход к вокзалу Гар-дю-Миди. Фонтан неподалеку, наконец, оттаял, и его вновь запустили. А я еще не забыл, как в день приезда он был полностью покрыт льдом.


Знакомство с Льежем, как и с прочими городами Бельгии, у меня началось с вокзала, и тут тот случай, что не обратить внимание на это сооружение никак не получилось бы. Станция Льеж-Гийемен с окончания строительства нового здания в 2009-ом году стала одной главных из архитектурных доминант города.


У вокзала Льежа очень богатая на события история, и эта перестройка оказалась четвертой начиная с появления тут станции в 1842-ом году. В 1996 году возникла необходимость модернизации вокзала, чтобы лучше приспособить его для приема высокоскоростных поездов. На конкурсе победил проект испанского архитектора Сантьяго Калатравы, известного своими сооружениями, использующими природные формы.


Линии льежского вокзала напомнили мне другую станцию - Гаре ду Ориенте в Лиссабоне, построенную к Всемирной выставке в 1998 году. Тот вокзал я видел за год до Льежа, когда был в Португалии. Сейчас проверил - действительно, его тоже проектировал Сантьяго Калатрава.


С привокзальной площади я заметил купол церкви и, как тогда показалось, колокольню на холме, и решил туда добраться.


Около вокзала Гугль так и не раскололся, насчет того, что же находится на холме, и только, когда я оказался совсем рядом, поведал, что это Церковь Святого Сердца и Лурдской Богоматери (Église du Sacré-Cœur et Notre-Dame-de-Lourdes). Церковь достаточно необычна и своим видом напоминает греческие крестово-купольные церкви. У нас в таком стиле построен "Морской" собор в Кронштадте. Сходство между ними еще и в том, что как и церковь в Льеже, по внешней отделке он относится к модерну - и там, и там время строительства - начало XX века. Часто церковь в Льеже называют базиликой, но ни по архитектуре, ни по статусу она таковой не является.

Из-за недостатка средств церковь Святого Сердца и Лурдской Богоматери не удалось полностью построить по изначальному проекту ее архитектора Джозефа Смольдера. Тем не менее, сейчас она включена в список Валлонского наследия (Валлония - это область Бельгии, где находится Льеж). Правда в последние годы она не действует и пребывает в запустении. Это хорошо заметно по граффити на стенах.


А башня - это не колокольня, а мемориал павшим в Первую мировую, и церковь тогда специально построили неподалеку, чтобы посетители могли помянуть там своих близких.

Возвращаясь от мемориала к вокзалу, впервые за неделю увидел местных бельгийских кошек. Судя по всему, животное утром ушло гулять, и сейчас грустно ждало хозяев на подоконнике.


Снова оказавшись около станции, я вернулся к первоначальному плану - дойти до реки Маас, а там уже думать, куда направиться дальше. Вокзал в Льеже находится на заметном удалении от центра, поэтому с маршрутом были возможны разные варианты. Углядев на карте Музей городского транспорта Льежа, я решил пересечь реку по пешеходному мосту. С него открывается вид на фонтан, бьющий прямо из воды. Почти как в Женеве, только размер меньше.


Пешеходный мост Прекрасный Льеж (или льежец - я не очень во французском силен), построенный по проекту бюро Грейша в сотрудничестве с ландшафтным дизайнером Коражудом всем своим видом намекает, что он строился с оглядкой на находящийся рядом вокзал. Не забыли даже любимую Сантьяго Калатравой одноопорную конструкцию.


А вот тут видно зачем к строительству привлекли ландшафтного дизайнера. Благодаря ему на острове, к которому ведет мост, появился очень симпатичный парк.


Местные жители приходят сюда, чтобы покормить птиц, которые остаются тут на зимовку.


Да и в целом пейзаж действует очень умиротворяюще.


Музей общественного транспорта (бывший музей трамваев) города Льежа расположился в старых трамвайных депо.


Началось все в 1985 году с экспозиции собранных и восстановленных энтузиастами трамваев (они и сейчас составляют большую часть экспонатов), а потом расширилось и на другие средства транспорта. Как и многие другие музеи в Бельгии, он закрывается на зиму. К счастью, в данном случае зима длится с 1 декабря по конец февраля, а не с конца октября по апрель, как в других местах. Как бы то ни было, но музей не относится к сколько-нибудь популярным. Зато как искренне радуются музейные работники забредшим туда посетителям.

Экспозиция начинается с дилижансов, которые осуществляли междугороднее сообщение в Европе в XIX веке. Кстати, держателей для бокалов для пива Квак я там не углядел. Впрочем такие громоздкие экипажи вполне могли и не пускать в центр города.


В какой-то момент появилась идея, что лошади могут таскать не только кареты, но и вагоны по рельсам. Если первые паровозы в континентальную Европу пришли из Британии, то конку позаимствовали в США. Там поначалу и закупали вагоны.


Вскоре вагоны конки стали строить и в Бельгии. Общий момент - две открытых кабины для водителя лошади. Рельсы стоили денег, и вместо того, чтобы делать кольцо на конечной, дешевле было просто перезапрячь лошадей с другой стороны.


Лошади были не лучшим двигателем для вагонов, да и прогресс не стоял на месте. Поэтому шли разнообразные эксперименты с тем, что же такое запрячь в конку. Первой мыслью было прицепить вагон к небольшому паровозу, но с одним вагоном это было бы дорогое удовольствие, поэтому по улицам ездили небольшие поезда из 4-5 вагонов. Паровые трамваи прожили очень недолго - у паровоза есть серьезные проблемы с разгоном, что для городского транспорта существенно, к тому же шум, дым и пар - не лучшее соседство для городских улиц.

Выход нашелся с появлением электросетей. В вагон конки стало возможно поставить электродвигатель и выпустить на улицы что-то по своей идее похожее на современный трамвай. Две открытые кабины при этом никуда не делись - на конечных колея по-прежнему заканчивалась тупиком, да и надежность электродвигателей пока оставляла желать лучшего, и у вагонов оставили возможность запрягать в них лошадь.


Как и с конкой трамваи для Льежа сначала закупали в США, и лишь спустя некоторое время начали производить свои.


По мере совершенствования технологии от возможности запрягать в трамвай лошадь все же отказались, но две кабины оставались актуальными еще довольно долго.


А вот техника для обслуживания путей и контактной сети еще долго была с двигателем в одну лошадиную силу.


Автомобиль пришел на городские улицы несколько позже и началось это с такси.


Интересная часть экспозиции - форма кондукторов и контролеров, в которой они работали в период перед Второй мировой и после нее.


Кожаные куртки, фуражки и пилотки. Не хватает только MP40 или Люгера в кобуре. С такими контролерами без билета ездить совсем не хочется - впечатление совсем не такое, как от бельгийской железнодорожной формы с их смешными кепи.


Потихоньку трамваи стали строить с одной кабиной.


А в транспорт ремонтников вместо лошади поставили двигатель внутреннего сгорания.


Альтернативой трамваям в 30-е годы XX века стал троллейбус. Он был гораздо тише и мог относительно свободно маневрировать в потоке городского транспорта. К середине прошлого века троллейбусная сеть Льежа стала самой большой в мире.


У них появлялись совершенно необычные экземпляры этого вида транспорта. Например, трехосный троллейбус с двумя кабинами и двумя парами "рогов". Как и первые трамваи он мог менять направление на конечной не разворачиваясь.


Одновременно с троллейбусами стали распространяться и автобусы. Для пригородного сообщения они были вообще без альтернатив.


Постепенно они вытеснили троллейбусы из экосистемы городского транспорта. Все-таки, отсутствие привязки к контактной сети - это большой плюс.



А вот трамваи во многих городах Бельгии продолжают ходить до сих пор. Они создают определенный колорит в городском пейзаже, и во многих местах рассматриваются как переходный вариант при строительстве метро (например, в Антверпене или в планах для Гента).


Компания веселых пассажиров на фоне исторических вывесок, которые висели на остановках.


В общем, музей общественного транспорта Льежа оказался местом весьма интересным и познавательным.

Выйдя из музея транспорта, примерно в полукилометре от него я увидел готическую церковь. Полез смотреть по карте, что же это такое, и ее там не обнаружил. Попытался увеличить масштаб - не помогло, только всплыла находящаяся в том районе мечеть. Некоторые церкви в Европе сейчас передают мусульманам, но Бельгию это еще не затронуло в такой степени, да и видно было, что это не совсем там. В общем, игры с масштабом не помогли, и я решил подойти поближе, чтобы проверить одну свою гипотезу, поскольку нехорошие подозрения насчет Гугля и других картографических сервисов меня посещали еще с Гента.


Подозрения подтвердились, церковь обнаружилась на карте, только когда я фактически стоял у нее на пороге. Чуть уменьшаешь масштаб, и остается только мечеть, причем ее-то я в том районе и не увидел, даже пройдя перед ее фасадом. Впрочем, слово мечеть означает лишь, что где-то есть помещение, где проводятся мусульманские религиозные собрания. Никаких минаретов и муэдзинов, просто очередная дверь в череде халяльных магазинов, халяльных ресторанов и кальянных. Кстати, в Москве эффект повторить не удается - Гугль показывает церковь, а мечеть не отображает вообще. На картах OpenStreet есть и то и другое, и изменения с масштабом общие. Впрочем, в Бельгии я заходил в интернет с универсальной "симки" (DrimSIM), а она официально зарегистрирована на британский номер.

Но, все равно, эффект странный и проявляется не только с картами. К результатом поисковых запросов так же есть претензии - так в Антверпене я не узнал, что там есть весьма интересная церковь Святого Иакова с находящейся в ней могилой Рубенса и красивейшая капелла Святого Карло Борромео. И вот теперь Льеж, в котором я оказался вместо вместо Турне, не всплывающего в поиске вообще, даже в Москве. Короче, после Португалии я расслабился, и уверовал, что Гугль всегда будет выдавать осмысленную информацию. Что же, вернемся к старой схеме, и будем готовиться к поездкам заранее.

Райончик оказался весьма специфическим, поэтому я поспешил в сторону центра Льежа. На фото ниже его часть ближе к одному из рукавов Мааса, и тут уже относительно прилично.


Дальше был район Оутермеусе на острове, и обстановка там стала несколько живее и доброжелательнее. Этот район известен как родина писателя Жоржа Сименона. Обилия зданий в стиле Осман, как значится в описании, я там не заметил, зато набрел на памятник, который пометил в памяти как: "Бельгийская баба вешает Шарля де Голя". На деле все оказалось не столь кроважадно - это памятник местным льежским куклам-марионеткам Чанчес (Tchantchès). На заднем плане виден театр, где проводят представления.


Чанчес - это не льежские марионетки вообще, а вполне конкретный персонаж - весельчак, зубоскал и любитель шумных компаний. Что интересно, персонаж был создан в XIX веке неаполитанским кукольником, но безоговорочно был принят местными жителями и стал национальным героем. Чанчес одет в традиционный национальный костюм – штаны в черно-белую клетку и синюю рубашку. На шее у него повязан красный платок в крупный горох, а на голове синее кепи, из-за чего я его и принял за француза.

Район Оутермеусе считается вторым центром города, но он не столь многолюден как районы на левом берегу Мааса, где расположен весь льежский официоз.


Наконец и этот самый левый берег показался. Видны колокольни необычной по расцветке и из-за этого очень заметной церкви Святого Варфоломея и такой же яркий дворец Курциуса на набережной.


С другой стороны виден пешеходный мост Соуси и проглядывающий через застройку кафедральный собор. Видно, что брюсселизация не миновала и Льеж.


Улочка Нювис, по которой, перейдя через Маас, я отправился в центр Льежа на левом берегу. Чем-то напоминает улочки Парижа между Латинским кварталом и набережной Сен-Мишель.


Заглянул в открытые двери небольшой церквушки Святого Антония и Святой Катерины. Внутри видно запустение, но энтузиасты пытаются ее реставрировать.