?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Бенилюкс без "ни". День 6. (Люксембург)
feuf

В эту поездку у меня были великие планы отметиться во всех странах Бенилюкса. Но более трезвый взгляд на вещи немножко скорректировал планы, и Нидерланды отложились до лучших времен. Но Люксембург, тем не менее, остался в списке желаний. Когда еще выдастся возможность туда съездить? Тут он, все-таки, рядом, хоть и в трех часах пути. Да и звездочку на фюзеляже можно будет нарисовать за семнадцатую страну, которую посетил за все время.

Несмотря на свой маленький размер, Великое герцогство Люксембург известно всем, кто в последние 20 лет путешествует по Европе. А все благодаря небольшой деревушке с названием Шенген, находящейся в этой стране, хотя об это факте мало кто вспомнит.

Чтобы в пути не было скучно, я еще в Москве закачал на планшет некоторое количество фильмов, и это оказалось очень правильной мыслью. Когда поезд въехал в Арденны, исчезли все виды связи, а GPS в двухэтажных электричках и так по жизни не ловится. В общем, связи нет, координат нет и вокруг холмы поросшие лесом и дождь. Уникальный для Европы медвежий угол. Только киношки и смотреть, пока его проезжаешь.


Можно понять американцев, оказавшихся тут в 45-ом - глушь, зима, интернета нет и кругом фашисты. Ну да, интернет появится только спустя двадцать лет, что не отрицает того факта, что в 45-ом его там не было.

А вот та самая двухэтажная электричка, которую ни один GPS не пробивает.


Столица Люксембурга - тоже Люксембург, для определенности обозначаемая на картах как Люксембург-сити. Исторический центр там совсем крошечный, и находится на холме, отделенном от окружающей территории долиной реки Альзет и ее сухим руслом. С холма открываются живописные виды, за что Люксембург и любят.

На фото ниже это не старый город, а относительно новые кварталы поблизости от вокзала. Здание с башней - это не замок, а деньгохранилище - госбанк Люксембурга.


Знакомство с Люксембургом обычно начинается с собора Люксембургской богоматери. Именно он оказывается первой достопримечательностью Верхнего города по дороге от вокзала. С Верхним и Нижним городом все просто: Верхний находился на холме, и там жили герцоги и прочая знать, Нижний - расположен в долине Альзет, и там жили всякие прочие.


Люксембугский собор является уникальным образцом готики XVII века. Уникальным по простой причине - в XVII веке ничего готического уже не строили, предпочитая барокко. Тем не менее, люксембургские иезуиты захотели строить церковь именно в этом стиле, и добились воплощения своего желания. Вскоре церковь получила ранг собора, а недавно Папа повысил статус Люксембурга до архиепархии, и теперь там заседает архиепископ.

Знакомство с собором начинается со впечатляющего главного портала с дверями без ручек. Это немного озадачивает пока не обнаруживаешь, что они открываются автоматически - главное в поле зрения датчика попасть.


Внутри, собора обращают на себя внимание резные колонны, каждая со своим узором. Не могу припомнить, видел ли я такое где-то еще, но какое-то дежавю имеется. Это редкий для севера Европы мавританский стиль, хотя ни в Испании, ни в Португалии я ни с чем похожим не сталкивался. Впрочем, Испанию мы зацепили совсем краем, были только в окрестностях Барселоны.

В алтаре видна чудотворная статуя Богородицы.


Над входом в центральном нефе установлен орган, с довольно редким горизонтальным расположением труб.


Между нефами и апсидой, в основании шпиля находятся росписи и шпалеры.


Про то, что в храмах Бенилюкса бывают шаплеры (обычно их обзывают гобеленами), я узнал, когда искал материалы по собору Святого Спасения в Брюгге. Но там я их не нашел, а здесь они находятся на самом видном месте.



Росписи потолков. Не седая древность, конечно, но хорошо стилизовано.


Как и положено готическому храму, он украшен витражами.


Из упущений - я не попал в крипту. Она там весьма интересная - в ней находится могила Иоганна Люксембургского, также известного, как Ян Слепой. Он был чешским королем и графом Люксембурга в XIV веке. В Чехии он, впрочем, не пробыл и года, разъезжая по Европе и участвуя в разнообразных войнах. Это, впрочем, не мешало ему нещадно опустошать казну Богемии.

К концу жизни он ослеп, что не остановило его от участия в битве при Креси и, в частности, в самоубийственной атаке французской кавалерии на английскую пехоту, поддерживаемую валлийскими лучниками. В ней он и погиб. Последними словами Яна, как гласит легенда, были: «Не бывать, чтобы чешский король бежал с поля боя». После своей смерти, король Иоанн считался одним из примеров личной отваги и рыцарственности в Европе.

Неподалеку от собора находится памятник Великой герцогине Шарлотте. Она правила с 1919 по 1964 год и стала одной из самых значимых фигур в истории Люксембурга нашего времени. Надпись на памятнике: «Мы любим тебя» является знаком признательности граждан.


Считается, что если взять ее за правую руку, то сделавшего это ждет финансовое благополучие. Но, видать, люксембуржцам и так хорошо, а туристы про эту дурь уже забыли. Во всяком случае, рука не выглядит натертой до блеска, как об этом где-то было написано.

Кстати, на заднем фоне можно видеть флаги Люксембурга. Они в точности такие же как и в Нидерландах, только оттенки светлее.

Странная скульптура на той же площади.


После походного обеда из стейка, салата, бокала Крика и чашечки кофе можно продолжить прогулку по Люксембургу. Следующая остановка - "Золотая фрау" на площади Конституции.


Это мемориал жителям Люксембурга, погибшим в Первой Мировой. Когда немцы снова оккупировали Люксембург во время Второй Мировой, они разрушили памятник, но после освобождения города жители собрали статую буквально по кусочкам и вернули на свое место.


От памятника открывается вид на мост Адольфа, ставший на момент постройки самым большим однопролетным каменным мостом. Там же можно видеть стены бастиона Бек, одного из самых древних в Люксембурге. Он почти не сохранился, и верхняя его часть сейчас стала площадью Конституции, тем не менее, часть его туннелей доступна. Правда сейчас там проводится ремонт.


Оттуда я направился в центр. Ничем не примечательное здание мэрии, что, впрочем, применимо и к другим домам в Люксембурге.


Впрочем одна интересная особенность там есть. Перед фасадом мэрии стоят львы. Но это, если смотреть в профиль.


А в фас они становятся медведями.


Дальше можно перейти на площадь д'Армс (place d'Armes), название которой можно перевести как "плац для военных гарнизонов". При Людовике XIV плац был вымощен каменными плитами и обрамлен липами. Когда я туда добрался, там закончился конкурс чего-то из песка, и работники коммунальных служб убирали оставшиеся кучи.


Позади беседки, где летними вечерами местные музыканты устраивают живые концерты, находится памятник поэтам - Диксу и Мишелю Ленцу, написавшим слова национального гимна. Надпись, выгравированная на нем, гласит: «Mir wëlle bleiwe wat mir sin» - Мы хотим остаться такими, какие мы есть. На карте памятник обозначен как фонтан, и, судя по его основанию, очень на то похоже.


Типичный пейзаж центра Люксембурга - относительно современные и ничем не примечательные здания, редкие прохожие. Город кажется довольно скучным.


Из центра я направился на противоположную оконечность холма, откуда видна долина Альзет.


На другой стороне долины находится форт Тюнген. Поскольку глобальных планов у меня не было, то я решил туда добраться.


Путь к форту оказался совсем не прост. Для начала нужно было пройти по дороге вокруг холма. Видно,что вся скала, на которой стоит Люксембург, когда-то в значительной степени составляла его оборонительные сооружения.


Вид на долину с виадуками впечатляет даже ранней весной. Осенью здесь вообще должно быть шикарно.


Кстати, можно обратить на внимание на характерный серый цвет крыш. В Люксембурге поддерживают единообразие городской среды, и решили, что черепица должна быть такого цвета.


Еще кусочек долины с железнодорожным виадуком и сквериком с лабиринтом.


По дороге я хотел посетить казематы бастиона Бок, но там тоже шел ремонт, и в них было не попасть.


Полюбоваться можно было только табличками, сообщавшими о том, что это место включено в список Всемирного наследия Юнеско.


Очень жаль. Казематы - одна из самых интересных достопримечательностей Люксембурга. Это множество камер и соединительных туннелей в глубине скалы Ле Бок. Их протяженность 23 км, и это самые большие казематы в Европе. Катакомбы уходят вглубь более чем на 40 м и проходят на разных уровнях. Из-за них Люксембург даже называют "северным Гибралтаром". В 1867 году в рамках политики демилитаризации часть укреплений города была разобрана, однако 17 км тоннелей сохранились. Во время Второй Мировой Войны казематы использовались как бомбоубежище. В подвалах старых домов до сих пор существуют входы в подземные лабиринты.

Из-за того, что даже надземная часть укреплений была закрыта, я не увидел скрытый за ней весьма живописный Нижний город, и вместо него отправился в противоположном направлении по долине Альзет. Впрочем, там тоже было неплохо.

По пути к форту Тюнгена, я дошел до виадука и до долины реки Альзет, которую тот пересекает.


Заглянул за виадук - вид там хоть и был довольно симпатичный, но прямой дороги к форту не просматривалось. Решил не штурмовать скалы, а отправиться в обход по долине Альзет и дальше через мост Великой герцогини Шарлотты и район Кирхберг.


Долина вблизи также была вполне симпатична.


Некоторые места очень даже притягивали взгляд. Жаль, с погодой не повезло - в ясную погоду летом или осенью тут должно быть очень красиво.


Верхний город и район Киршберг соединяет мост герцогини Шарлотты или, как его называют жители Люксембурга, "Красный мост". Он отстоит от русла реки на 85 метров и очень выделяется на общем фоне долины. Когда его строили 55 лет назад, Люксембург рассматривали как место встречи лидеров соседних стран, и мост должен был улучшить транспортное сообщение в городе. В итоге, что построили, то построили. Забавно, но при таком же рельефе в Порту, где я был за год до этого, даже современные мосты вписывали в пейзаж куда более гармонично.


А вот так выглядит долина без Красного моста.


Парапет с вырезанными забавными фигурками.


Церковь Святого Матфея. Чем знаменита, не знаю - просто один из заметных элементов пейзажа.


Я так бодро пошел по долине по одной простой причине - я знал, что рядом с мостом был лифт. Причем это был не просто лифт, а бесплатный лифт! После трех евро за поездку в Антверпене и Генте - это просто неслыханная щедрость.


Естественно лифт в таком месте - это еще и точка откуда открываются виды на долину, поэтому он и сам стеклянный и наверху есть обзорная площадка.


Тут даже погода впечатления не портит. В конце-концов дождь - это естественное состояние Люксембурга.


Вот так выглядит коридор в верхней части подъемника.


Ввиду удобного расположения - это очень популярный вид транспорт. В Нижний город, куда я не попал, также можно добраться на лифте.


Странное сооружение-скульптура в парке около моста.


Мост Великой герцогини Щарлотты подарил еще один отличный вид на долину. А уже на другой стороне, в Киршберге меня догнал дождь, от которого я оторвался в Арденнах.


К форту Тюнгена я подошел, когда уже основательно капало, а иногда и просто лило. Поэтому все прошло несколько скомкано. Форт Тюнгена был построен в округе Киршберг в 1732 году. Это оборонительное сооружение было названо в честь коменданта форта австрийского барона Тюнгенского.


На подходе к форту находится бюст, который многие называют памятником барону Тюнгену, но это не он, а император Австро-Венгрии, во время правления которого был построен форт. Корона-то совсем не баронская.


Крепость была обнесена глубокими рвами и в нее можно было попасть через 170-метровый тоннель, соединяющий ее с Фортом Обергрюнвальд (как я понял, он не сохранился).


В 1867 году по условиям Лондонского договора был провозглашен вечный нейтралитет Люксембурга, и большая часть фортикационных сооружений неприступной крепости была разрушена в рамках полной демилитаризации Великого Герцогства. Остались только несколько бастионов, часть фундаментов и три башни, получивших название Три Желудя за специфическую форму крыш (они были на одном из фото выше).

С бастионов открывается отличный вид на Верхний город на другой стороне долины.


Часть сохранившихся бастионов около "Трех желудей".


На территории форта работают два музея: Музей современного искусства Великого герцога Жана (le Musee d’Art Moderne Grand-Duc Jean) в новом здании и Крепостной музей (Musee de la Forteresse) в сохранившейся части крепости с тремя башнями. На музеи у меня уже не было времени, и я пошел обратно.

На фото часть экспозиции Музея современного искусства, вставленная на улице. Композиция называется "Большой адронный коллайдер".


Вернулся в Верхний город. Стоило пересечь мост в обратном направлении, как дождь немного затих. Около моста находится здание, напоминающее дворец. Это местный дом престарелых, правда для о-о-очень обеспеченных пенсионеров.


По дороге к церкви Архангела Михаила набрел на фонтан "Овечий марш" - четыре музыканта в окружении овец и двух детей под зонтиком. Фонтан посвящен ярмарке Шуберфоер (Schueberfouer) или просто Фоер. Она проводится каждый год еще со времен Иоганна Слепого, который ее и учредил.


Ярмарка начинается 24 августа в канун дня Святого Варфоломея, и длится восемь дней. Традиционно она начинается с прохождения маленького стада смешно причесанных овец. Со стадом следуют музыканты, одетые в синие костюмы времен XIX века, и распевают старинную народную мелодию - Овечий марш. В настоящее время на ярмарке уже не торгуют, и сейчас Шуберфоер - это ярмарка аттракционов.


Улочка, ведущая в Нижний город. Но я об это узнал, уже вернувшись домой, да и времени на все не хватило бы.


Наконец дошел до церкви Святого Михаила, ориентируясь на ее колокольню. Сама церковь сейчас основательно загорожена строительными конструкциями. Тут поблизости находится бастион Бок, а там, как я уже писал, идет реставрация. За забором с надписью Lux TP, в алькове можно видеть статую Архангела Михаила. По легенде она спасла церковь от разорения французскими революционерами. Те увидели на голове у архангела что-то похожее на фригийский колпак - символ революции и не стали трогать храм. Ну что значит не стали трогать? В церкви был организован вертеп, на месте алтаря установлена сцена, где разыгрывались революционные спектакли на тему торжества Разума. Ну хоть не снесли...


Церковь является старейшей религиозной святыней Люксембурга и ведет свою историю с дворцовой капеллы графа Зигфрида. После этого она многократно перестраивалась и приобрела свой окончательный вид при Людовике XIV, о чем свидетельствуют три лилии над входом. От первоначальной капеллы к настоящему моменту сохранился только портал. Церковь объединяет в себе два архитектурных стиля – романский и барокко. Кстати, в отличие от соседней Бельгии, в люксембургских церквях есть отопление.


Дождь опять весело закапал и около дворца Великого герцога из-за этого было пусто, мокро и неуютно. Только гвардейцы зябко ежились в своих будках около ворот. Между прочим, они составляют более 0.2% всей армии Люксембурга, а на смену караула, вообще, выходит целый 1% от ее численности.


Но хватит мокнуть, пора бежать на поезд. Если, ехать из Брюсселя, то Люксембург сложноват для визита: одного дня мало - хоть куда-нибудь да не успеешь, как я не попал в Нижний город (зато до форта Тюнгена добрался), а двух много - под конец станет скучно. Наверное, есть смысл ехать из Парижа - там на дорогу уйдет только два часа на TGV.

Местная телефонная будка оригинальной формы. Они и других цветов бывают.


Вокзал Люксембурга - еще одно сооружение на дорогах Бенилюкса, похожее на храм.


Есть колокольня с часами и даже витражи.


Росписи потолка на какие-то космические темы.


У перрона меня ждала традиционного вида бельгийская электричка с характерной кабиной машиниста. В ней ловится GPS, зато нет электророзеток как в двухэтажных, из-за этого к Брюсселю подъезжал на последних процентах заряда в планшете.