?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Бенилюкс без "ни". День 4. (Антверпен. Часть 1)
feuf

Очередное раннее утро началось по привычному уже сценарию с похода к вокзалу Gare du Midi (он же Gare du Sud, он же Brussel-Zuid или Южный вокзал). В общем-то ничего особого он из себя не представляет - просто много платформ под открытым небом, плюс залы ожидания с кассами, кафе и магазинами этажом ниже. Примерно так же в Брюсселе выглядит Gare du Nord или Северный вокзал. А Центральный вокзал, как уже говорилось, у них вообще под землей.


На этот раз я хотел отправиться в Люксембург, но внезапно оказалось, ехать туда три часа, а не два, как я почему-то посчитал перед поездкой. К тому же, очередной поезд только что ушел, а на следующем я приехал бы туда только в районе часа дня. Решил подойти к этому вопросу менее авантюрно и отложил поездку на потом, а планы на этот день переиграл в пользу Антверпена, куда и так собирался.

Я не зря упомянул вокзалы Брюсселя. Как-то не проникся я этими сооружениями и посчитал, что они везде тут чисто утилитарные. Да, в Генте вокзал довольно интересный, но я, увы, этого не заметил. Поэтому в Антверпене обнаружившемся там сооружением я был в хорошем смысле шокирован.

Кстати, на фото ниже в кадр попал бельгийский проводник в их фирменном смешном "французском" кепи. На более-менее дальних рейсах, а в масштабах Бельгии - это любые поездки от 30 минут и более, они почти гарантированно будут проверять билеты. Соответственно, покупать их очень рекомендуется.


Вокзал поражает даже не масштабами, а фундаментальностью подхода. Может он и не самый красивый в мире (хотя, в список десяти красивейших его регулярно вносят), но запоминается почти гарантированно.


Интересный момент с этим вокзалом: чтобы не сносить сложившуюся вокруг застройку под увеличивающееся число путей, его сделали многоярусным. А там сильно не расширишься - с одной стороны кварталы ювелиров, а с другой - их знаменитый зоопарк.


Вокзал был построен в начале XX века в стиле неоклассицизма и очень напоминает собор с куполом высотой 75 метров. Можно сказать - храм бельгийских путей сообщения.


Есть легенда, что местоположение для вокзала было выбрано не случайно. Буквально через дорогу справа от вокзала начинаются кварталы антверпенских ювелиров, и некоторые покупатели могли приехать, по-тихому отовариться, и так же тихо отбыть обратно.


Вот он, со стороны привокзальной площади. Реально же Собор путей сообщения.


Фонари на площади имеют очень интересные подножия, украшенные скульптурами.


Вход в уже упоминавшийся Антверпенский зоопарк. Из-за холодов зверей попрятали в отапливаемые помещения, и я туда не пошел.


На противоположной стороне привокзальной площади начинается местный Китайский квартал. Он появился в 70-ых годах прошлого века, и сейчас вход в него украшают ворота, которые охраняют львы, и через которые проходит трамвайная ветка.


До исторического центра города идти довольно далеко. По пути попалась стройка, внезапно превратившаяся в раскопки. Распространенное явление для Европы.


Постепенно начинают попадаться исторические домики.


На фасаде имеется довольно запоминающийся горельеф, но к чему он относится, я так и не нашел.


Оттуда, я вырулил на улицу Мейр. Видно, что в этом месте Антверпен основательно накрыло модерном - видать, местному муниципалитету удалось тогда воплотить свои планы по брюсселизации. Впрочем, получилось неплохо.


В среду днем тут было не очень многолюдно, но вечером и в выходные - это самая оживленная часть города. Тут находится огромное количество бутиков, и уже давно Антверпен считается бельгийским центром моды и шопинга. Такой своеобразный местный Милан. Именно тут в конце прошлого века творила знаменитая Антверпенская шестерка.


Иногда пейзаж разнообразят скульптуры. Например, орел, поймавший рыбу. Правда, это скорее фонтан, в тот момент отключенный из-за холодов.


Похоже, тут когда-то стояла церковь.


Памятник Теуну де Эйербоеру. Когда-то статуя венчала насос на яичном рынке. Потом ее переместили в музей, а стену появившегося на этом месте торгового центра Grand Bazar, украсили ее копией. Интересный момент: в XVII статуя была раскрашена, как это было тогда принято. При реставрации оригинал был очищен, соответственно и копия также была выполнена монохромной.


В этом месте начинается улица Судермана. Кто это такой, я не знаю, но ее регулярно переделывают в улицу Супермена.


Оттуда уже виден Кафедральный собор Антверпена (собор Антверпенской Богоматери), и туда-то я и направлялся.


Собор Антверпенской Богоматери является главный кафедральным собором Антверпена и один из крупнейших католических храмов. Кроме того, его колокольня со шпилем высотой 120 метров является самой высокой в Бельгии. В соборе находятся четыре картины Рубенса, и знакомство с этим художником в Антверпене все рекомендуют начать именно отсюда.

С Зеленой площади неподалеку от собора открывается хороший вид на него, позволяющий оценить красоту и масштаб сооружения. В центре площади находится памятник Рубенсу. Вполне ожидаемо - в Антверпене он родился, здесь находилась его мастерская и здесь он захоронен в церкви Святого Якоба.


Собор Антверпенской Богоматери заложен в 1352 году, и, хотя первый этап закончен в 1521 году, строительство собора по сей день считается «незавершённым». Это тоже очень знакомо - мы помним, что Миланский собор завершили только в 1967 году. Вполне символично, что около фасада поместили памятник строителям, плавно переходящий ... в реальных строителей, продолжающих что-то делать на площади перед собором.


Над главным порталом находится вырезанное из камня изображение Страшного суда. К сожалению, из-за работ на площади ближе к нему не подобраться.


Собор отличается от прочих церквей Бельгии двумя моментами: с туристов за вход берут плату, но оно того стоит, и там есть какое-то отопление, что вполне логично, учитывая количество находящейся внутри живописи.

Внутри собора очень много воздуха и света, и я уже стал привыкать к такому виду бельгийской готики.


Сразу у входа сталкиваешься с работой еще одного уроженца Антверпена - Яна Фабра. Это его человек, несущий крест. Я запомнил этого персонажа в другой композиции, где, встав на стремянку, он измерял небо.


Благоустройством собора занимались в том числе и гильдии. Раньше каждая из них имела около колонн главного нефа свой алтарь. Сейчас в соответствующих местах можно видеть картины, которые создавались по их заказу. Это была выставка, которая в тот момент проводилась Королевским музеем изящных искусств Антверпена.


Очередная битва с мятежными ангелами. В данном случае это работа Франса Флориса.


Можно было представить, как собор выглядел во времена гильдий. Не понял только, постоянная ли это выставка, или картины вывешены здесь лишь на время ремонта в Музее изящных искусств Антверпена.


Антверпенский собор многократно ремонтировался и заново обставлялся, впитывая в себя черты новых эпох. Из оригинального интерьера почти ничего не сохранилось. Во время иконоборческих восстаний времен Реформации пострадала большая часть интерьера. Витражи, статуи, памятники, десятки алтарей, усыпальниц, могил и святынь осквернены и разрушены кальвинистами, и навсегда были утрачены многие картины и реликвии. То, что сейчас можно видеть в соборе, было создано в последующие эпохи или перенесено из других церквей и монастырей. Например, деревянные панели с росписями в крайнем правом нефе (всего нефов 7).


Или резные деревянные исповедальни с фигурами апостолов в левом нефе. На табличке было написано, откуда их перенесли, но я эту информацию не зафиксировал, а в интернете не смог сходу ее найти.


Естественно, собор интересен полотнами Рубенса. Их там четыре, считающимися одними из самых значимых в его творчестве. Именно поэтому и рекомендуют сначала сходить в собор, а уже потом в музей.

Воздвижение Креста Господня.


Отдельного внимания стоят капеллы вокруг алтаря. Они фантастически красивы.




Как и в нефах тут большое количество резьбы по дереву.


Хотя собор дважды подвергался разграблению: сначала кальвинистами в порыве иконоборчества, а потом революционными французами, несшими миру культ разума, тем не менее в нем находятся два шедевра, пережившие все эти катаклизмы.

Во-первых, это Мадонна с младенцем из каррарского мрамора. Это анонимная работа, известная как прекрасный образец готической скульптуры XIV века школы Мёз в Маасе. В те времена Богоматерь еще улыбалась.


Во-вторых, это древняя статуя Мадонны вырезанная в XIV веке из орехового дерева. Долгие века она хранилась в маленькой часовне на городской площади. Именно эта статуя осталась единственной нетронутой во время бедствий и разграблений храма. Многие верят, что за своё чудесное спасение статуя, как и собор, обязана своей покровительнице. На этот счет существует поверие, что до тех пор, пока статуя сохранна и на своём месте, то и город будет в безопасности. Антверпенцы безумно любят свою Мадонну и ценят её превыше всего.

Когда я был в соборе Мадонна была вынесена из ниши, где она обычно стоит, ближе к людям, пришедшим молиться в капеллу.


Алтарь с картиной Рубенса "Успение Пресвятой Девы Марии". Мне было интересно сравнить эту работу с аналогичным по сюжету "Успением Богородицы" Тициана, которая находится в главном алтаре церкви Санта-Мария-дей-Фрари в Венеции, где я был за 8 месяцев до поездки в Бельгию.


В алтаре находятся невероятной красоты резные деревянные хоры.


Деревянная резная кафедра работы Ван дер Воорта, перевезенная сюда из аббатства Сен-Бернар. Изображения птиц и растений иллюстрируют разнообразие творения.


В куполе, имеющем снаружи очень нетипичную для Бельгии форму луковки, находится картина Корнелиуса Схюта "Успение Богородицы". Она расположена прямо над алтарем.

dsc07656_v1.jpg

Естественно, в соборе имеется орган, а точнее - два. Самый старый из них XIX века работы брюссельского мастера Пьера Шивена. В субботу и воскресенье его можно послушать. К сожалению, я там был во вторник.


Естественно, на колокольне есть карильон с 40 колоколами, и, чтобы его послушать, не нужно ждать выходных - он играет каждый час.