?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
На краю света. День 6. (Синтра)
feuf

От вокзала Россиу до Синтры

В 26 км от Лиссабона находится основанный маврами городок Синтра. В 1147 г. крепость Синтры занял все тот же Альфонсу I, который отвоевал и Лиссабон. Почти сразу Синтра приглянулась португальским королям как место для размещения летней резиденции.
 
Примерно как Версаль для французских королей или многочисленные дворцы под Питером для русских императоров. Масштаб только скромнее, что впрочем не помешало построить в Синтре два дворца: Национальный дворец Синтры (Palácio Nacional de Sintra) и дворец Пена (Palácio Nacional da Pena). Да, дворец Пена тоже называется Национальным дворцом, но чтобы не путаться, это имя почти нигде не всплывает.

Лиссабон и Синтру связывает отдельная железнодорожная ветка. Поезда туда уходят с вокзала Россиу. Некоторое время это был главный вокзал Лиссабона, и свидетельством тому над входом осталась отлитая в граните надпись: "Центральный вокзал". Сто лет назад туда прибывал знаменитый "Южный экспресс," ходивший из Парижа.

Чтобы разместить вокзал в центре города, не мешая городскому движению и не снося существующую застройку, в известняковой скале был пробит туннель длинной 2.6 км.
 
После Второй мировой войны железнодорожную сеть Лиссабона реорганизовали, главным опять стал вокзал Санта-Аполлония, а для Россиу осталось одно лишь пригородное направление до Синтры. Кстати, до Синтры работает суточный билет на городской транспорт, правда в чуть более дорогой опции.
   

На восточной стене вокзала можно видеть 13 плиточных панно (азулежу), созданных к выставке 1940-го года "Португальский мир" и рекламирующих португальскую продукцию.
 

Из-за горного рельефа и пасмурного дня, скрывшего вершины и горизонт, Синтра напомнила маленькие альпийские городки.
   

Если написать, что это итальянская Стреза, французский Ментон-Сен-Бернар или швейцарский Тун, то никто и не возразит. Реально похоже, особенно на Италию, учитывая легкий налет запустения.
 

Но, учитывая увитые какими-то растениями балконы, немецкоговорящие швейцарцы, скорее всего, сразу отпадут.
   

А с азулежу и все остальные.
   

 
Национальный дворец Синтры

Национальный дворец Синтры, благодаря двум торчащим сиськам градирням характерным архитектурным элементам ни с чем не спутаешь.
   

История этого дворца начинается еще с мавров. Тогда в Синтре было два замка: один на месте дворца и второй на возвышающейся над ним скале. Альфонсу I, захватив Синтру, объявил дворец своей собственностью. Потом дворец многократно перестраивался, и от сооружений, относящихся ко временам мавров и первых португальских королей, не осталось ничего. В основном, сохранившиеся постройки относятся к XV-XVI векам и архитектурно к знакомому уже стилю мануэлино.
   

Самой старой частью считается дворцовая часовня времен правления Диниша I (1261—1325). Влияние мавров тут видно во всей красе.
   

Среди исторических покоев сохранились: Зал сорок и зал лебедей.
   
 

При Мануэле I дворец был расширен за счет ренессансного крыла, и, естественно, тема географических открытий там не осталась за кадром.
   
 
Кроме этого был пристроен зал гербов. Для себя я назвал его зал Оленей, но Мануэлу I лучше было знать, кто все эти ... олени. Каждый был снабжен фамильным гербом.
   

Нижняя часть зала покрыта азулежу, но это уже в порядке вещей.
   

Посреди зала люди в белых халатах с пылесосом увлеченно чистили ковер XVI века. Или XV-го - я в коврах не очень разбираюсь.
   

Предположение про градирни оказалось близко к действительности. Под ними внизу обнаружилась кухня.
   

Столь выдающиеся архитектурные элементы - это просто вытяжка. Интересно, а как там было с тягой? Кастрюли и сковородки не засасывает?
   

В дворцовом садике обнаружился фонтанчик со сценкой на колониальные африканские мотивы: лев охотится на негритянку.
 

Погода слегка улучшилась, и сквозь тучи иногда даже прорывалось солнце. Обнаружилось, что мавританская крепость совсем рядом на горке. Ну, что значит рядом? Это по карте рядом, а так нужно долго и печально пилить в гору.
 

 
Мавританский замок

После Национального дворца я направился в горы к Замку мавров и дворцу Пена. Тучи немного разогнало ветром, и на скалах стали видны крепостные стены. Снизу казалось, что все это рядом, и я решил пройти туда через горный парк. А ведь знал же, как оно в горах с расстояниями! Но мы не ищем легких путей.
   

Когда спустя пол-часа крепость нисколько не приблизилась, начало закрадываться подозрение, что лучше было ехать автобусом.
   

На другой вершине, хоть и смутно, сквозь облака проглядывал дворец Пена. И до него все еще было далеко.
 

Потихоньку появились какие-то достопримечательности. Дворец Пена был королевской резиденцией, и вокруг него разбили огромный ландшафтный парк.
   

Дворец стал обретать четкость, но по прежнему оставался где-то там в облаках. Хорошо было Питеру Пену - он мог летать.
   

Наконец, я добрался до развилки ко дворцу и к мавританскому замку, и решил, что сначала лучше будет добраться до последнего. Там не было такого крутого подъема, и можно было немного передохнуть.
   
Замок был построен маврами в X-XI веках. Сооружение очень хорошо вписано в горный ландшафт, и иногда трудно понять, где заканчиваются скалы, и начинаются стены.
   
 
После того как Альфонсу I взял Лиссабон, мавры сдали замок без сопротивления. Местных жителей тогда наделили особыми правами, чтобы поощрить развитие региона.
   
В XV веке жители постепенно переселились вниз, где сейчас расположен современный город Синтра. К XVI веку замок потерял стратегическое значение и был окончательно заброшен.
   
То, что можно видеть сейчас, - это результат перестройки при короле Фердинанду II в XIX веке, когда стали модными сооружения в духе средневекового романтизма.
   

Тем не менее, восстановленные стены и башни находятся на своих исторических местах.
   

Сверху открывается хороший вид на Национальный дворец в долине.
   

Соседняя вершина с дворцом Пена тоже хорошо видна отсюда. Теперь нужно попасть туда.
   

   
Дворец Пена
 
Когда я добрался до дворца Пена, его опять начало накрывать тучами.
   
Сам замок являет собой сумасшедшую эклектику на восточные мотивы. Строить его начал принц Фердинанд Саксен-Кобург-Готский в середине XIX века. Достроили его только в 1885 году, и резиденцией королей он пробыл всего 25 лет, до революции в 1910 году.
Погода продолжила ухудшаться. Облака наползали по склону со стороны океана, и стены, оскалившиеся крокодильими мордами, совсем их не пугали (Ах, да! Крокодил! И я уже упомянул Питера Пена).
Наконец особо плотное облако решилось пойти на приступ и ввалилось на верхнюю площадку дворца. Стало холодно и сыро.

Из тумана на стенах проглядывали какие-то мифологические существа.
Внутренний дворик, как и положено в Португалии, отделан азулежу.

Впрочем и внутри плитка там почти повсюду. В XIX веке это уже не знак богатства, это уже просто так положено.
Скромная келья дворцового камердинера. На кровати лежит та самая жопогрейка, про которую часто пишут в интернетах. Вот как она выглядела в исторической ретроспективе.
А это королевская ванная комната. Освещение еще от свечей, но кранов уже два, то есть горячая вода была.

И часовенка в стиле мануэлино.
С одного из наружных переходов открылся отличный вид на дворец. Выглядит почти как голливудская декорация для фильма про Аладдина.
 

В одной из галерей встретилась достаточно нетипичная для Португалии отделка стен и потолков. Это не лепка! И не резьба по мрамору. Это роспись под 3D. Очень модно в те времена и очень дорого. Дешевле было приобрести в Карраре мрамор и нанять камнерезов. Но это же короли, хоть и португальские! И был вызван итальянский декоратор.
Знакомая по дворцу в долине отделка потолка в мавританском стиле. Там такое было в часовне.
Зал на индийскую тематику с индусами, несущими свет миру.
Маршрут по дворцу потихоньку приближался к завершению. Олений зал, украшенный головами косуль, оленей и лосей.
Путь на выход проходит через историческую кухню, и ее интересно сравнить, с тем, что было в долине. Уже никаких вертелов, зато набор посуды практически современный.
Рядом с исторической кухней был современный ресторан, но он слишком уж отдавал дешевой забегаловкой. Поэтому, не повторяя подвигов с пешими прогулками, я спустился вниз, в городок Синтру на автобусе. Там еще по дороге в горы я приметил большое число симпатичных ресторанчиков, в одном из которых и засел за несколько минут до наступления 14:00.
Фестиваль современной скульптуры
На пути от вокзала до Национального дворца Синтры через каждые 30 метров выставлены произведения современных скульпторов. Сама улица имеет весьма неожиданное название: Volta do Duche (Вокруг душа). Оно появилось в 1848 году после открытия рядом с дорогой общественной купальни. Но даже после её закрытия эта живописная дорога сохранила своё название. Поскольку от вокзала до дворца обычно идут пешком, то улица весьма многолюдна. Это послужило причиной устраивать тут фестиваль современной скульптуры Sintra Arte Pública. Каждый год экспозиция меняется.
   
На месте купален сейчас музей Анжуша Тейшейры (Anjos Teixeira - но мы-то уже знаем как это звучит), и у его входа стоят, единственные скульптуры в этом месте, похожие на людей.
А из современной экспозиции первым встречаешь E=MC2, только почему-то квадрат олицетворяет прямоугольник. Вероятно в своей системе координат художник его так видит.

Дальше то ли Икар, то ли что-то религиозное.
Человек, выгуливающий комара...

... и памятник борцунам, преисполненный глубокого символизма. Сначала люди героически преодолевают стену, а потом падают то ли в пропасть, то ли в ров с крокодилами.
Переосмысление поп-певца.

И какое-то непойми что. Твари жрут друг друга и птичку.