?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
На краю света. День 4. (Знакомство с Лиссабоном)
feuf

В Порту было хорошо, только мало. С удовольствием провел бы там еще денек, но надо было ехать в Лиссабон. Снова три часа в поезде, и я на вокзале Санта-Аполлония, который сейчас является главным вокзалом Лиссабона.
Он обслуживает те же направления, что и Ориенте, откуда я уезжал в Порту. Более того, отправляясь с Санта-Апаллония, неминуемо проезжаешь и тот вокзал. Сейчас до конечной было банально удобнее - пересел на метро и через 3 остановки уже на площади маркиза де Помбала, где у меня была забронирована гостиница.

dsc09741.jpg

На номере стоит остановиться подробнее. Поскольку я путешествовал один, то запросы у меня были весьма скромные, разве что с поправкой на португальскую действительность. А действительность такова, что одноместные номера у них практически отсутствуют как класс. Ну и ладно, заказывал двухместные, благо разницы в цене нет никакой. Естественно, гостиница при заезде должна предложить что-то не хуже забронированного. И тут предложили, так предложили. Пафос так и сочился. Чего только стоят спинки кроватей, отделанные изразцами в технике азулежу.
   
 
И это еще не все - номер был четырехместный! Причем весьма просторный - при желании можно было даже в кабинетный гольф сыграть. При этом очень чисто, даже под кроватями пыли не было, что для западноевропейских отелей редкость невиданная (и от числа звезд не очень сильно зависящая).
   
 
А за обогреватель в ванной просто мегаспасибо. Когда централизованное отопление отсутствует как класс, возможность помыться в теплом помещении стоит многого. И за все это лишь 35 евро за ночь.
   
 
Быстро разобрал вещи вещи и побежал искать место, где можно перекусить. Как уже писал, со вторым ударом курантов рестораны внезапно превращаются в тыкву в кафе и винные бары. Место было найдено буквально через дорогу в винном баре "45-ая параллель", который, наоборот, в обеденное время прикидывается рестораном, причем, с претензией на высокую кухню. Только цены совсем португальские - за комплексный обед: супчик, основное блюдо, бокал вина и чашечку кофе всего 14 евро.
 

На второе по нашей системе подачи или на первое по системе европейской принесли что-то из мяса черных иберийских кабанов с грибами и кускусом. Красиво и вкусно. Интересно, что мешает испанцам делать так же? Свинятина-то испанская. Но там основной принцип кухни - взять кусок хорошего мяса и безнадежно его испортить. Исключения крайне редки. Впрочем, меня уже отпустило - опасения насчет португальской кухни давно развеялись.
   

Как уже написал выше, в комплексное меню входит чашечка кофе. В жизни португальцев этот напиток занимает то же место, что и в самой кофейной стране Европы - Италии. День здесь начинают с чашечки кофе и ей же его и заканчивают. Естественно, любая трапеза его тоже включает. Поэтому завершить обед чашечкой кофе - зачит продемонстрировать знание местных обычаев.
Кофе очень дешевый - обычно 0.8 -1 евро за чашку, но это если не занимать столик с видом на что-то красивое. Тут идея та же, что и в Италии - за столиком вы платите не за кофе, а за место. Единственная разница с Италией - стандартная порция кофе у португальцев чуть более разбавлена водой (то есть зерен столько же, а объем больше). Но, если попросить кофе итальяно, то могут принести напиток привычной концентрации.
   
Перекусив, отправился за туристической картой. Первые впечатления от города: Лиссабон почему-то напомнил Милан. Тут такое впечатление сложилось, скорее всего, из-за того, что гостиница находилась в деловом центре, и куча народу в строгих костюмах, вывалившая на улицы в обеденный перерыв, дополнила сходство. Плюс общий позитив аборигенов.
 
Кстати, интересное можно обнаружить, просто посмотрев под ноги. Где, попав в незнакомый город, можно увидеть его герб? Естественно, на крышках люков. Так исторически сложилось, но зато в Европе подобное почти повсеместно.
   

Герб Лиссабона поначалу вызывает удивление: корабль и два ворона, сидящие на носу и не корме. Откуда такая скандинавщина, если норманны, не задерживаясь, обогнули Иберийский полуостров на своем пути в Италию. Арабы, оккупировавшие в то время юг Португалии, на некоторое время выдохнули, зато у тех, кто занял Сицилию и по Аппенинскому полуострову добрался до Салерно случился сюрпрайз. Впрочем, и те норманны про воронов Одина основательно забыли, давно уже приняв христианство.
Герб воплощает легенду о Святом Викентии, принявшем в IV веке в этих краях мученическую смерть. Его тело было брошено на съедение животным, но по легенде, появился ворон и животные не тронули его. Позже мавры положили останки святого в лодку и пустили в открытое море. Корабль, который перевозил мощи, всё дорогу был охраняем воронами. Эти вороны и корабль, позже стали символами Лиссабона.
   
Порту, как уже писал, визуально фасадами домов поначалу напомнил Лондон. В Лиссабоне был другой сходный момент - канализация, проведенная по наружным стенам домов. Не так массово, конечно, но иногда встречается, да и климат гораздо в большей степени это позволяет.
 
 
На улицах много фонтанов в португальском стиле, то есть это большой бассейн и льющаяся в него тонкая струйка. Но вполне симпатично.
   
 
Много памятников в виде статуи на высокой колонне. Например, на площади Педро IV она же площаль Россиу. На колонне тот самый дон Педро и есть.
   
 
Там же на площади Россиу находится необычное заведение. Буквально в прошлом году там открылся магазин "Фантастический мир португальских сардин". Баночки с сардинами в масле там продаются не простые, а с годом на этикетке (от 1926-го до 2017-го). Типа и сувенир, и подарок на день рожденья.
 

Сардины - уже давно один из символов Португалии. Кстати, сардинки из банки, добавив к ним ломтики лимона (таким рецептом нас не удивить), португальцы могут поглощать, запивая сладким портвейном. Я на такое не решился.
 
Пока шел к туристическому центру, где можно обзавестись картой, ознакомился почти с половиной исторического центра Лиссабона.
Вот площадь Фигейра со статуей дона Жоау I (дона Жуана I), рыночными рядами и стоянкой тук-туков, на которых проводят экскурсии по городу. Как-никак путь в Индию португальцы открыли, вот теперь оттуда и прилетает всякое.
   
 
Наконец, Рыночная площадь - карта добыта, все задачи дня выполнены, и можно расслабиться. После традиционного послеполуденного бокала портвейна тут же в кафе можно продолжить прогулку.
 
 
В Лиссабоне обнаружилось, что тема слонов очень порпулярна в португальском монументальном искусстве. С открытием пути в Индию, европейцы спустя более, чем тысячелетие вновь познакомились с этими существами, и португальцы стали активно ваять их наряду с лошадьми.
   
 
Торговая площадь выходит на берег реки Тежу. По группам людей собравшимся в одном месте можно понять, что там что-то происходит. Вот одна толпа смотрит, как дядечка строит пирамидки из камней, ...
   

... а вот чуть поодаль такая же толпа завороженно наблюдает, как на берегу чайка жрет крысу. Хлеба и зрелищ!
   
 
Чайки тут считают себя хозяевами. С ними не забалуешь - ходят нагло, смотрят строго, на людей кричат ругательно, еду отбирают. Почти как жирные белки в лондонском Гайд-парке, только птицы.
   
 
Заходит солнце, вдали виднеется силуэт моста 25 апреля, через Тежу снуют речные трамвайчики. Ноги гудят, но есть ощущение расслабленности умиротворения - знакомство с Лиссабоном явно удалось.
   
 
Лифт Санта Жушта
 
Еще один памятник то ли транспорта, то ли архитектуры в духе стим-панка - лиссабонский лифт Санта Жушта. Еще по Италии мы усвоили, что в городе, где дома лепятся один над другим по склонам гор и холмов, - лифт вполне может оказаться средством городского транспорта. Португалия в этом плане не исключение - лифт с целью сократить путь между соседними районами построили там еще 116 лет назад. Редкий образец неоготики, воплощенной в металле. И ведь реально возносит ввысь!
 
 
Автор лифта португальский инженер и архитектор Рауль Месньер дю Понсар. Он получил хорошее инженерное и математическое образование сначала в Португалии, а потом во Франции и Швейцарии. Вернувшись на родину, он прославился как автор подъемников и фуникулеров. Многие из его творений сохранились до наших дней, и, хотя, они давно уже перешли в категорию национальных памятников, тем не менее используются по прямому назначению.
   
Например, уже упоминавшийся фуникулер в Браге. Там вообще гениальная конструкция - два параллельных пути и две кабинки на одном тросе, проходящем через систему блоков в верхней точке. В результате кабинки работают как противовесы друг для друга. Но это не все - там нет ни электрического, ни парового, ни еще какого-то привода! Точнее, привод там гравитационный, все движется за счет силы тяжести: в резервуар кабинки, находящейся в верхней точке, заливают воду, и та опускаясь вниз, затаскивает вторую наверх. В нижней точке воду сливают, и цикл повторяется, только уже в обратном направлении. Но там нет проблем с водой, так как имеются источники, из которых запитывают фонтаны.
   
В Лиссабоне сейчас используют электричество (правда, лифт первые годы приводился в действие паровой машиной). Кроме, лифта Санта Жушта, есть еще 3 более привычного вида фуникулера (подъемники Глория, Бика, Лавра), так же созданные Понваром. Но о них позже.
   
 
Лифт соединяет район Байша (Baixa) c районом Шиаду (Chiado). Проехать можно по обычной лиссабонской транспортной карте (она там на все виды транспорта, включая лифты). Кабинка почти как в подъемниках на Эйфелевой башне - зеркала, дерево и бдительный лифтер.
   
 
Наверху находится смотровая площадка, для которой нужно покупать отдельный билет. Впрочем, примерно тот же вид будет и с нижнего яруса, куда пускают бесплатно. Мне-то без разницы, у меня туристическая карта была, и а пошел наверх любоваться видами на на площадь Россиу...
   

... и на соседний холм с замком Святого Георгия.
   
 
Монастырь Карму
 
Рядом с лифтом Санта Жушта находятся руины монастыря Карму. Основан он был еще в XIV веке, но во время катастрофического землетрясения 1775-го года и последовавшего за этим пожара был почти полностью уничтожен. Позже его начали восстанавливать в неоготическом стиле, но в начале XIX века религиозные ордена вступили в период упадка, зато в Европе появилась мода на руины. А тут даже делать ничего не требовалось, и собор был оставлен в том виде, который сейчас можно наблюдать.
   

 
 
В той части, где успели возвести перекрытия, сейчас археологический музей. Значительная часть экспозиции - это экспонаты из Америки. Например, там был замечен чудесный чеширский котик из Бразилии, пусть даже это и пума.
   
 
Напротив входа в монастырь небольшой уютный скверик с фонтаном и несколько ресторанчиков с великолепной кухней. В один из них я несколько раз наведывался.
   
 
Ночной Лиссабон
 
Когда солнце заходит в 6 вечера, знакомство с ночным городом просто неизбежно, как этот самый закат. Естественным образом, поиски места для ужина совмещались с ночными прогулками.
 
Чтобы никого не обидеть, про подсветку в Лиссабоне можно сказать, что она есть. К сожалению, тут не проявлено такого старания как в Порту и часто бывают совершенно кошмарные перепады по яркости, некрасиво ложащиеся тени и пропадающие на фоне неба темные объекты. Некоторые сюжеты вытягивались только через склейку в HDR нескольких кадров, снятых с эксповилкой. Порту тоже не идеал, и до увиденной во Флоренции год назад подсветки и там было далеко, но нашлось довольно много точек с очень вкусной картинкой. Здесь такого гораздо меньше, хотя тоже было на что взглянуть.

Торговая площадь (Praça do Comércio) и извечная тема слонов там же, у подножия памятнику Жосе I.
   

Кстати, про лошадей и к вопросу, чем же так прославился барон Клодт. До него было примерно так как здесь, и это один из лучших образцов.
 

Вокзал Россиу...
 

... и лифт Санта Жушта
   
 
Привезенные из Франции фонтаны на площади Россиу
   
 
Площадь Мартина Мониша (Praça Martim Moniz) с фонтаном, символически обыгрывающим подвиг рыцаря, в честь которого она названа.
   

Во время последней попытки штурма Лиссабона в 1147 году, Мартин Мониш увидел по каким-то причинам не закрытую дверь в стене, и в буквальном смысле своим телом не дал маврам ее захлопнуть, что в конечном итоге и дало возможность португальцам занять город.
   
День 1. Встреча с Порту, День 2. Река Дору, День 3. Брага, День 4. Знакомство с Лиссабоном, День 5. Лиссабон. Район Белень и замок Святого Георгия, День 6. Синтра, День 7. Томар, День 8. Лиссабон. День перед отъездом.