?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
На краю света. День 3. (Город Брага)
feuf

Бон Жесуш ду Монте

На следующий день после посещения винных подвалов можно было подумать и о Браге. Брага - это живописный городок в часе езды к северу от Порту. Главная его достопримечательность - базилика Бон Жесуш ду Монте (базилика Милосердного Иисуса на Голгофе).
На самом деле она в 7 км от центра города, и, как следует из слов do Monte, находится на горе. Впрочем, к подножию горы или, точнее, холма, можно вполне комфортно добраться на автобусе. Тут спасибо Гуглю за прикручивание Directions к страничкам с достопримечательностями, теперь передвижение в незнакомой стране превратилось в рутину. Тут за тебя и маршрут строят, и расписание показывают.

От остановки автобуса на вершину холма ходит фуникулер, на который я благополучно не успел - пришел как раз к началу обеда, и посмотрел как отправляется последняя кабинка. Кстати, это старейший в мире фуникулер, работающий за счет гравитационного двигателя, основой которого служат противовесы ввиде резервуаров, заполняемых водой. Никакого электричества - тру стим-панк. Причем совсем тру, даже без стима.
 

Впрочем, это самый неправильный путь. Наверх надо подниматься именно пешком, через парк и по лестнице Via Sacra (Святая дорога), как это и было задумано изначально. Некоторые паломники преодолевают этом путь на коленях, но это уже перебор.
 

Место на холме еще в XIV веке стало обустраиваться как святилище. Сначала там был поставлен крест, потом в XIV-XV веках появились две часовни, и еще позже в 1629 году возникло братство Бон Жесуш ду Монте. Оно-то и начало прокладывать по склонам холма извилистую дорогу с капеллами на каждом из поворотов.
 


 
 
Внутри капелл сцены из событий Страстной недели, начиная с Тайной вечери...
 

... и поцелуя Иуды.
 
 
Дорога через парк приводит к грандиозной лестнице к собору на вершине. Этот проект инициировал архиепископ Мора-Телиш в 1722 году и привлек к нему архитектора Карлуша Аморанти.
 
 
Внизу традиционные витые колонны совмещенные с фонтаном. На вершинах колонн змеи изрыгающие то ли яд, то ли воду. Учитывая обычные для Португалии тоненькие струйки, тут скорее яд.
   
 
Капеллы на лестнице посвящены событиям Крестного пути.
   
 
Помимо знакомства с библейскими сюжетами, композиции несут и воспитательную ценность - например, приучают детей помогать старшим в их работе.
   

На лестнице фонтаны с изображением евангелистов. Причем подчеркивается интересная символика, объяснений которой я нигде не нашел. Про зверей-то я знаю, а вот про привязку к частям тела, информации нигде не встречал. По тому, что нашел в интернете - это лестница пяти чувств. Четыре из них олицетворяют евангелисты. У Иоанна вода истекает из глаз.
 

У Луки - из ушей.
 

У Марка - из носа.
   

Львы тут почему-то с висящими ушами и напоминают баранов, но это львы - у них лапы с когтями. Совсем не агнцы. Хотя, может это те львы, что мирно пасутся рядом с агнцами?
 
У Матфея - изо рта.
   

И последее чувство - осязание. Кто это, однозначно идентифицировать не могу, но корона и папская тиара намекают на Иисуса. Да и осязание, наиболее откровенное из чувств, не допускающие обмана.
   

На вершине, наконец, показалась церковь.
 
 
Внутрь пускают бесплатно и никого не гоняют с камерой. Впрочем, как раз перед входом туда, у камеры опять отвалилось зеркало, и я продолжил снимать на телефон.
   

Зеркало, вернувшись в гостиницу, я вклеил, но в Браге пришлось выкручиваться подручными средствами.
   
 
Подручные средства, как оказалось, снимали очень неплохо. У детей их фотик куда хуже качество дает.
   
 
На верхней площадке последние капеллы завершили Крестный путь.
   
 
 
Брага. Старый город


Сам по себе город Брага так же довольно интересен. Его название происходит от названия древнеримского города Бракара Августа (лат. Bracara Augusta), основанного на месте кельтского поселения. Потом была бурная средневековая история, включавшая даже недолгое завоевание города маврами.
   
Соответственно культурный слой тут так же весьма немаленький. В основном он образовывался вокруг многочисленных соборов и церквей. Много веков Брага развивалась как религиозный центр Португалии и неофициально считается ее религиозной столицей.
После посещения Бон Жесуша я доехал до площади Республики, и оттуда двинулся в центр города. Первым, с чем я столкнулся, была конструкция, напоминающая расколотую пирамиду. Но это не пирамида, а Папа Иоанн Павел II в лице своей тиары. Современное искусство - оно такое...
   
 
На этой же площади находится первый в Португалии Дом милосердия. Сейчас на первом этаже в нем какое-то знаменитое кафе.
   
 
Позади Дома милосердия можно обнаружить панель, выполненную кем-то из современных скульпторов.
 
 
Следующая остановка - очередной шедевр техники азулежу - Каза ду Райо, известный так же как Мексиканский дом.
   
 
После него на пути к кафедральному собору на глаза попалась небольшая церковь Святого Иоанна (Сау Жоау). Хотя она и была основана в XII веке, но после многочисленных перестроек от первоначального облика почти ничего не осталось. А это, между прочим, португальская готика! К церкви справа примыкает Капелла Коимбрас. Эта капелла была построена в XVI веке в стиле мануэлино под руководством архиепископа и известного политического деятеля Браги XVI века Диего де Соуса. Туда вовнутрь не пускают, впрочем она и раньше была не для всех. А вот в церковь Сау Жоау я заглянул.
   
 
Заглянул и застыл - внутри сидел кто-то из служителей и играл на органе. Вживую! Обычно португальцы все упрощают до предела, и музыка звучит из колонок и сабвуфера. В катакомбах церкви Святого Франциска в Порту, где у них находятся захоронения, вообще запустили Вагнера - что-то из Кольца Нибелунгов. Самый тот выбор для кладбища. А тут орган и живая музыка.
Кафедральный собор оказался очередным местом с доступом по билетам и запретом на съемку. Ну да, самый старый собор Португалии (XI век), интересно, красиво, резьба по ценным породам дерева, но после базилики Бон Жесуш я окончательно перестал понимать принцип: где и за что берут деньги, и что и где разрешают и запрещают. Тут опять подсказывают что-то про желание чьей-то левой пятки...
 


 
Среди лабиринтов улочек недалеко от кафедрального собора нашел симпатичную церковь Ностра Сеньора да Торре (Богоматерь на башне).
   

Во всяком порядочном средневековом городе должен быть свой дракон. Есть он и в Браге - замаскировался под фонтан. Обычно такие драконы изрыгают из себя воду, но тут горожане не стали напрягаться и просто посадили зверюгу поверх действующего фонтана.
   

Напротив дракона находится симпатичный парк Санта Барбара, а за ним руины епископского дворца.
   
 
На самом выходе из старого города наткнулся на чудесное - типичный португальский дом, прекрасный в своем абсолютном несовершенстве, с осыпавшейся местами желтой плиткой под кирпич, неуместными колоннами и неизменной гирляндой сушащегося белья поперек фасада. Пройти мимо такой красоты я не смог.
 
 
Брагу я покинул через арку Порта Нова, одну из сохранившихся арок городской стены. Обычно через нее в город попадают, но я сразу от вокзала поехал к собору Бон Жесуш (камера, солнце, углы падения света, ну вы поняли).