?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Города, в которые возвращаешься (Турин)
feuf



Внезапно - Турин

Причем тут Турин, если я собрался во Флоренцию? Все просто - в Италии есть несколько дней в году, когда празднования приобретают тотальный характер, - это Рождество, Пасха, и Первое мая (День труда). В эти дни закрывается практически все, включая даже многие заведения общепита. Музеи, естественно, - не исключение.  Ну как можно трудиться в День труда? Это вопиющая тавтология. За год до этого нам повезло - в Милане на майские открывалась выставка Экспо, и какие-то экспозиции с родственной тематикой были тогда доступны. В этот раз Первомай был обычным, причем еще и выпадающим на воскресенье, и нужно было подумать о культурной программе. К счастью, думать особо не пришлось, еще по прошлому заезду отложилось, что в Турине радикально другой подход к праздникам. В то время, как в других местах музеи закрывают, в туринских, наоборот, вводят дополнительные часы работы. С празднованиями, выходными днями и часами работы в Италии вообще все очень сильно различается по регионам.



Через 20 минут езды от Милана по дороге в Турин поезд миновал небольшой городок, сразу напомнивший о небольшой сценке на старой работе. К нам в комнату заходит сотрудник:

- Там маджента закончилась.
- Маджента не может закончиться. Она же город!
Минутная пауза, коллега переваривает информацию.
- Маджента. Картридж в принтере.
- Маджента. Город в Ломбардии.


Недалеко от Милана, действительно, находится городок Маджента. Правда, краситель и цвет были названы не в честь самого этого населенного пункта, а в честь битвы, которая там имела место. Пигмент фуксин использовался тогда в качестве антисептика и позже, в рекламных целях он был переименован более благозвучным образом. Интересный момент: эта битва была между австрийцами и французами. Где в это время были итальянцы, история умалчивает. Вероятно, где-то между пятой и шестой переменами блюд.

Кстати, слово Magenta (пурпур) белыми буквами на синем фоне у многих вызывает реальный взрыв мозга.

Музей

В Турине еще с прошлого года остался ряд мест, куда хотелось бы попасть. В первую очередь это музей Египта (museo Egizio).  В прошлом году из-за многочисленных мероприятий: Экспо в соседнем Милане, демонстрации Туринской плащаницы впервые за двадцать лет и какого-то спортивного праздника в очень многие места мы просто не смогли попасть из-за невообразимых толп народу повсюду. Очередь в музей Египта вообще уходила вдаль и растворялась в колышущемся мареве жаркого майского дня. Даже мысли не возникло поучаствовать в этом безумии.

И вот спустя год я вновь в Турине. В городе по причине плохой погоды было очень немноголюдно. Тема Египта напоминала о себе прямо на выходе из вокзала - находящийся через дорогу вход в привокзальный сквер охраняют две статуи богини Сехмет.

Напоминание вполне логичное. Египетский музей - это одна из главных достопримечательностей Турина. Это первый в мире музей, посвященный цивилизации Египта, и считается, что его коллекция древностей вторая по величине после коллекции Каирского музея. Может это и не так, но в плане познавательности она мне понравилась гораздо больше, чем Египетское крыло Лувра или собрание Британского музея.

Интересный ход сделали музейные работники, выставив часть запасников на всеобщее обозрение. Длинный ряд шкафов, заполненных статуэтками богов, шкатулками и прочей древнеегипетской утварью с бирками инвентарных номеров очень впечатляют.

В туринском музее хранится и выставляется огромное количество папирусов, и некоторые из них абсолютно уникальны. Например, знаменитый порнопапирус, который стал доступен для всеобщего обозрения только в самом конце прошлого века (Италия, все-таки, - страна с весьма патриархальными нравами).

Да и на обычные папирусы я взглянул с большим интересом. Они весьма неплохо иллюстрированы.

В зале, посвященном книге мертвых, я обратил внимание на организацию текста. Части, относящиеся к одной главе, предваряются одинаковыми картинками (только отмасштабированными под ширину текста). В общем, верстальщику на заметку.

А вот двое из ларца одинаковых с лица:

Но это не фигурки. Это канопы - сосуды для хранения органов усопшего. То, что при мумификации органы извлекаются, мы знаем со школы. Но, как древние египтяне планировали жить при воскрешении без сердца, желудка, кишечника и легких в учебниках не говорилось. Однако все было продумано - их складывали в специальные сосуды с бальзамом из Каноба (отсюда и название - канопа). Мозг и печень не сохраняли - считалось, что они для будущей жизни не нужны. В общем, определенный смысл в таком подходе был, многие и сейчас мозгом не пользуются.
Мумифицировали в Египте не только людей, а вообще все, что движется. Заполз, например, в деревню крокодил полакомиться курами, а тут раз, набежали крестьяне с мотыгами, вилами и набором начинающего мумификатора. И все, попал в историю.

А уж тренироваться на кошках с папирусом желтого цвета: "Мумификация для чайников" - это как курс молодого бойца.

В зале саркофагов так же есть на что посмотреть.

Обычно показывают внешнюю отделку этих матрешек (саркофагов как правило было несколько, и они вкладывались друг в друга по принципу матрешки), но и заглянуть внутрь было тоже весьма интересно.

После смерти покойному было бы что почитать. Тем более, что это пошаговая инструкция по достижению Дуат - царства мертвых, иными словами - путеводитель по загробному миру.
О быте живых египтян узнавать было не менее интересно, чем об их воззрениях на потусторонний мир. Например, я теперь знаю, кто изобрел панцирную сетку. Да-да! И в этом тоже Имхотеп виноват!

К нашему счастью, не все дошло до наших дней. Традиция использовать вместо подушки такой вот подголовник, все-таки канула в лету.
А сфинксов в Турине тоже не кормят.

Во время строительства Асуанской плотины в Туринский музей был перевезен целый храм из Нубии. Храм, правда, очень маленький, и некоторые граффити на стенах наводят на подозрения, что это было святилище древних коммунистов.

Тогда получается, что мумии - это... Ой!
В общем, будете проездом в Турине, обязательно зайдите в Египетский музей.

Прогулка вдоль реки По.


Приобщившись к египетским древностям и перекусив в пиццерии рядом с музеем, я решил прогуляться по набережной реки По. Точнее, сначала я печально глянул на башню Моле Антонеллиана, зацепляющую шпилем низкие дождевые облака. За год до этого мы не попали туда из-за чудовищной очереди, а сейчас погода лишала восходждение всякого смысла. А вот из принципа вставлю фотографию, снятую при хорошей погоде.

Башня является одной из главных достопримечательностей Турина, и ее видно практически из любой точки города. Башня была заложена как главная синагога страны в 1863 году, когда Турин служил столицей всей Италии. Она проектировалась архитектором Алессандро Антонелли, который, получив заказ, разошелся не на шутку. По ходу строительства бюджет был превышен более, чем в два раза, а здание при этом так и завершили. Кстати, деньги были отнюдь не разворованы по старой итальянской традиции (или, во всяком случае, были разворованы не все). Просто за время большого пути собачка башня сильно подросла. По прихоти архитектора высота здания увеличилась с 66-и до 167,5 метров. Увидев, во что превратилась их синагога, еврейская община отказалась от финансирования проекта, и продала передала его городским властям, которые и завершили строительство в 1889 году уже после смерти Антонелли.

До 2011-го года башня Моле Антонеллиана была самым высоким зданием Италии, и до сих пор она остается самым высоким кирпичным зданием Европы.

У реки По оказалось весьма живописно. Жаль, что накрапывающий дождик очень сильно портил впечатление.

Вдалеке на холме среди разрывов облаков проглядывала базилика Суперга. Она была построена 300 лет назад в честь разгрома итальянцами франко-испанского войска, осадившего Турин. Случалось и такое в истории Италии. Не исключено, что итальянцев очень сильно разозлили - например, попали ядром в таверну, где готовились улитки по-пьемонтски. С тех пор во Франции и Испании едят улиток, а в Турине стоит базилика, которая стала усыпальницей пьемонтских королей. Вход туда свободный, как и в прочие церкви Турина.

Добраться туда стоит не только из-за этого - с холма открывается великолепный вид на город. У меня были мысли подняться туда на фуникулере (зря что ли 3 кг оптики с собой таскаю), но, увы, погода поставила крест на этих планах.

Вздохнул и побрел по набережной в сторону замка Валентино и одноименного парка. Там тоже весьма интересно, и в прошлый раз на этот район Турина нам не хватило времени. Замок оказался закрыт на ремонт, и даже посмотреть на него не получилось из-за глухого забора и лесов. В парке до этого момента уныло моросивший дождик превратился в весело капающий ливень. Но парк впечатлял. Жаль, что оценить это удавалось только в короткие перебежки от одного дерева до другого.

В нем даже есть какая-то дикая живность. Утки, цапли, белки.


Раз уж все равно промок, решил дойти до Средневековой деревни. На самом деле никакая она не средневековая - обычный туристический аттракцион, построенный к международной выставке 1884 года. На подходе к ней, меня встретили жаба-давилка и белка-приходилка.

Тут-то дождик и дал от себе знать. Глянул на экран камеры и решил, что, наконц, добил ее окончательно - все изображение было в следах капель.

Первой мыслью было: пушистый зверек меня все-таки догнал, и я словил конденсат на матрице. А это полная задница, так как разводы от капель удаляются только заменой всего блока. Открутил объектив, включил режим очистки, чтобы капли испарились и вдобавок ко всему ничего не закоротили. Минут через 10 заработал мозг. Стоп! Конденсат оседает на холодных поверхностях, а матрица теплая!!! Быстро захлопываю затвор и протираю заднюю линзу объектива (вот она-то реально холодная, и конденсат осел там). Проверил - эффект исчез. Можно выдохнуть. Инженерно-физическое образование нифига не пропивается. На радостях даже забыл дойти до фонтана Двенадцать месяцев в дальнем конце парка. В конце-концов неосмотренного и так осталось еще минимум на один визит - значит, опять есть повод вернуться.

На обратном пути дождь стих, и туринские уличные музыканты вышли к людям. Некоторых для этого даже подняли из гроба.

Из-за погоды идеи насчет Турина у меня закончились, и я двинулся обратно. Ввиду раннего времени, была мысль заскочить по дороге на часок-другой в Новару, но дождь громким стуком по крыше вагона намекнул, что идея излишне авантюрная. Зато в Милане небо уже прояснилось, что дало повод для вечерней прогулки.

Вечерний моцион быстро превратился в поиск места, где можно поужинать. Ну хоть какого-нибудь! Абсолютно все было закрыто. Вечер. Воскресенье. День труда. Как можно работать в День труда? И вообще, по древним итальянским воззрениям питаться надо дома!